И вот опять это произошло.
Такое и раньше бывало.
Это я не о том, что хороший человек стал нашим согражданином. Я про стихи.
Их и раньше читали вслух иностранцы. Например в рекламных целях.
И нет в этом ничего плохого.
Но стоит все же отметить, что в данном случае выбор маркетологов не случаен. Из всех русских стихотворений они должны были выбрать не просто русское - а самое русское. Такое, какое может произнести только русский. Цель ведь была - сыграть на этом.
И выбрано было не что-то пафосное и грозное, а вот это детское, наивное, солнечное и доброе стихотворение.
Один раз - это случайность. Два раза - совпадение. Три - судьба.
Трижды для того, чтобы сказать миру, что он - русский, человек произнёс эти строчки.
Эти странные стихи всегда оказываются там, где происходит встреча между Россией и чем-то иным. Это стихотворение - обещание. Это стихотворение - присяга. Это стихотворение - символ веры. В нем все имеет двойной смысл.
Могло обойтись и без этого. Это стихотворение могло остаться просто милым детским стишком. Но с ним произошла русская судьба, которая велит нам делать, за что бы мы ни брались - автомат Калашникова. Не в смысле орудия убийства, а в смысле орудие защиты слабого против сильного - ведь знаменитый АК родился именно из этой концепции - концепции всенародной оборонительной войны против невероятно сильного противника.
И эта русская судьба подсунула детский стишок режиссеру Балабанову, который и вставил его в свой новый русский эпос про нового русского богатыря Данилу, вывозящего со злой чужбины русский полон и награбленное русское богатство.
Данила Багров, поднимающися на вершину небоскреба пешком, ногами, а не на лифте, с пистолетом, и читающий детсикеи стихи о любви к Родине и к миру - это и есть предчувстванный Балабановым образ России. Это его парафраз приписываемого Бисмарку "Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть".
Данила, шагая по лестнице этого небоскреба, придал каждой строчке второй, взрослый руский смысл. Тяжелый и опасный.
Он высказал то, что русские молчат.
Россия шагает на вершину мира. Она идет не с парадного входа. Оттуда ее не принимают. Она идет не без оружия - ей не отдадут то, что ей принадлежит по праву просто так.
Она идет, повторяет себе то, что она о себе знает с первого момента свого существования на земле.
"Я узнал, что у меня есть огромная семья...."
Наши дети открывают глаза в первый раз, во второй, они узнают нас, мир, они связываются с нами с миром, друг с другом тысячей нитей сердечных связей. Они становятся с нами одним народом именно так.
Взрослые из других стран смотрят на нас, узнают нас. И узнавая нас, наши цели, мечты, надежды, стремления - вдруг, помимо воли начинают повторять вместе с нашими детьми детское стихотворение "я узнал что у меня есть огромная семья...."
Мы эта семья. Для всего человечества. Это момент узнавания себя. Нового. Или заново.
"И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок..."
Родина - это не только абстракция. Она - часть прекрасного мира, созданного для нас. Она - это наша колыбель, наша мать, вынашивающая наши души, питающая их соками нашей культуры, питающая нас физически - белками, жирами и углеводами. Насыщающая наше зрение своей неповторимой природой, наш слух - своей речью и музыкой, наш мозг - знаниями и загадками.
"Все оно мое, родное..."
Мое.
Это не значит приватизированное, присвоенное, украденное.
Это означает отождествляемое с собой. Родное. Часть личности. неотменяемая, нескладываемая ответсвенность. Мое не по праву собственника, а по праву родства. Моя мать, моя дочь, мой сын, мой отец, мой друг, моя жена.
Моя Родина.
Мой дом. Мой двор. Дерево возле которого впервые признался в любви. Школа. Моя школа.
Могила моих дедушки и бабушки. Моя могила.
Моя земля.
Здесь "мое" равняется "я".
"Это Родина моя. Всех люблю на свете я".
Без любви - все мертво. Только любовь пророждлает жизнь. Только олюбовь порождает творчество. Только она дает право на вмешательство и только она дает силы на подвиг.
Принятие любви как основы своих отношений с миром - это поведение того, кто достоин власти над ним.
Это не "москаляку на гиляку" и не "ла-ла-ла" - хрипы бессилия и ненависти, а слова о любви = "всех люблю на свете я".
Всех.
Люблю.
На свете.
Я.
Произнося эти слова, кто-то дает всему миру обещание, что никогда не оставит его в покое. Что не пройдет мимо. Что до всего ему есть дело.
Его власть абсолютна, потому что происходит из любви и потому же она не способна к злоупотреблению.
Он всемогущ, потому что его сила - производная от осознания им своего долга. А долг возникает из понимания своей способности менять мир.
Должен - значит можешь, можешь - значит должен.
Лестница, по которой мы все идем не бесконечна. Она невероятно высока. Но не бесконечна.
Мы еще успеем много раз повторить это стихотворение.
Какой-то раз будет последним.
И кто-то услышит шаги и голос, упрямо повторяющий строчки детского стихотворения.
А потом Россия перейдет к делу.
"В чем сила? Сила в правде. Рашен мани. Крым. Донбасс. Киев. Сирия. Сербия. Давай".