В системе правосудия работают полицейские, следователи, судьи. Как эстафетную палочку передают они друг другу пойманного преступника. Последним в этой цепочке лицо, приводящее приговор в исполнение - палач.
Одна из древнейших профессий на Земле
Едва сбившись в стаю, люди начали устанавливать определенные правила жизни внутри сообщества. Не всем это нравилось. Нарушителей ловили, тащили на суд и наказывали. Долгое время люди знали только один вид наказания – смерть. Отрубить голову за украденный пучок редиски считалось вполне справедливым. Каждый мужчина был воином, умел владеть мечом или в крайнем случае дубиной и всегда мог лично казнить вора, посягнувшего на самое святое – на собственность. Если речь шла об убийстве, то приговор с удовольствием приводили в исполнение родственники убитого.
По мере развития общества совершенствовалось и судопроизводство, наказание уже должно было соответствовать тяжести преступления, за сломанную руку следовало также аккуратно сломать руку, а это гораздо сложнее, чем убить. В человеке проснулась фантазия, он познал муки творчества, появились такие виды наказания, как бичевание, клеймение, отсечение конечностей, и всевозможные виды пыток, для осуществления которых уже нужны были специалисты. И они появились.
Палачи были в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. Это если не древнейшая профессия (не покусимся на святое), то одна из самых древнейших, это точно. А в Средневековье ни один европейский город уже не мог обойтись без палача. Казнить преступника, допросить с пристрастием подозреваемого в государственной измене, провести показательную экзекуцию на центральной площади - без палача не обойтись никак.
Служащий магистрата
Официально палач был служащим городского магистрата. С ним заключался контракт, он давал присягу, получал жалованье, магистрат обеспечивал работника «рабочим инструментом». Палачу выдавалась форменная одежда и выделялось служебное жилье. Никакого балахона с прорезями для глаз палачи никогда на голову не надевали. Платили им сдельно, за каждую казнь или пытку.
Счет от 25.03.1594 года палача Мартина Гуклевена рижскому магистрату: казнил мечом Гертруду Гуфнер — 6 марок; повесил вора Мартина — 5 марок; сжег преступника за фальшивый вес дров — 1 марка 4 шиллинга, прибил 2 плаката к позорному столбу — 2 марки.
Как видим, самым дорогим было отсечение головы (для этого требовалась высшая квалификация), повешение стоило дешевле, а за сожжение платили сущую ерунду, как за прибитие 1 плаката на доску объявлений.
Как во всяком ремесле, среди палачей были свои мастера и виртуозы. Искусный палач владел несколькими десятками видами пыток, был хорошим психологом (быстро определял, чего жертва боится больше всего), составлял квалифицированный сценарий пыток и умел проводить их так, чтобы допрашиваемый не терял сознания и не умер до окончания следствия (это уже считалось браком в работе).
На казни в средневековом городе собирались и стар и млад, как на шоу. Кинотеатров не было, телевизоров не было, визиты бродячих актеров – редкость, одно только развлечение – казни. С утра по городу ходили глашатаи и скликали народ. Беднота толпилась на площади, знать покупала места в домах с окнами на плаху. Для высокородных строили отдельную ложу. Палач как настоящий артист выкладывался во всю, чтобы порадовать зрителей истошными воплями казнимого и сделать зрелище незабываемым, о котором будут вспоминать долгое время.
Такой высококлассный специалист был большой редкостью, поэтому платили им хорошо, зарплату не задерживали. Были и своего рода «премиальные»: одежда казненного принадлежала мастеру топора. Принимая на эшафоте приговоренного к смерти высокородного господина, палач опытным взглядом привычно оценивал, крепки ли его штаны и не слишком ли стоптаны туфли.
Впрочем, были у «работников топора» и дополнительные источники заработка.
Побочные приработки палача
Палач занимался не только казнями и пытками. Первоначально он осуществлял надзор от магистрата за городскими проститутками. Позорная должность смотрителя борделя была очень прибыльной. Городские власти скоро осознали, какого они сваляли дурака, отдав городскую секс-индустрию в чужие руки, и к началу XVI века эта практика была повсеместно прекращена.
До XVIII века палач отвечал за очистку городских общественных уборных, т.е. выполнял функции золотаря. Во многих городах палач выполнял функции живодера: занимался отловом бродячих собак, а еще палач убирал с улиц падаль, изгонял прокаженных. Однако по мере того, как росли города, у палачей становилось все больше и больше основной работы и постепенно их начали освобождать от несвойственных им функций, чтобы не отвлекались.
В частном порядке многие палачи занимались врачеванием. По характеру своей «работы» они очень хорошо знали анатомию. Если городские врачи для своих исследований вынуждены были воровать трупы с кладбищ, то палачи проблем с «наглядными пособиями» не испытывали. Не было в Европе лучших травматологов и мануальных терапевтов, чем мастера пыток. Екатерина II упоминала в мемуарах, что позвоночник ей лечил знаменитый специалист – палач из Данцига.
Не брезговали палачи и незаконными приработками. Чернокнижникам и алхимикам для их занятий требовались то отрубленная у преступника кисть, то веревка, на которой его повесили. Ну где все это взять, как не у палача?
И еще палачи брали взятки. Давали родственники приговоренных к мучительной казни: «Ради всего святого, подарите ему быструю смерть». Палач брал деньги, душил беднягу и на костре сжигали уже труп.
Палач мог убить приговоренного к бичеванию: провести экзекуцию так, что бедняга умирал на третий – четвертый день после казни (так сводили счеты). И наоборот, мог вспарывать кнутом приговоренному только кожу на спине. Море крови, зрители довольны и только палач и привязанный к столбу казнимый знали, что основную силу удара кнута принимает столб.
Платили даже приговоренные к смерти, чтобы палач «постарался» и отрубил голову с одного удара, а не тюкал 3-4 раза.
В Германии и Франции палачи были весьма состоятельными людьми. Но несмотря на это работа палача считалась малопочтенным занятием, их не любили, их боялись, и обходили третьей дорогой.
Каста отверженных
Социальный статус палачей был на уровне проституток и актеров. Дома их обычно находились за чертой города. Возле них никто никогда не селился. Палачи имели привилегию брать на рынке продукты даром, потому как многие отказывались принимать у них деньги. В церкви они должны были стоять у самой двери, позади всех и к причастию подходить последними.
В приличных домах их не принимали, поэтому общались палачи с такими же париями – могильщиками, живодерами и палачами из соседних городов. В этом же кругу искали себе спутника или спутницу жизни. Поэтому в Европе практиковали целые династии палачей.
Работа была опасной. На палачей нападали, палачей убивали. Это могли сделать как сообщники казненного, так и толпа, недовольная проведением казни. Герцогу Монмуту неопытный палач Джон Кетч отрубил голову с 5 удара. Толпа ревела от негодования, палача увели с места казни под охраной и посадили в тюрьму, чтобы спасти от народной расправы.
Хочу стать палачом
Высококвалифицированных палачей было мало. Каждый город, имевший своего «специалиста», дорожил им и почти всегда в договор о найме вносился пункт, что палач должен подготовить себе преемника. Как же становились профессиональными палачами?
Чаще всего палачами становились по наследству. У сына палача фактически не было иного выбора, кроме как стать палачом, а у дочери – стать женой палача. Старший сын принимал должность отца, а младший, уезжал в другой город. Найти себе место палача не составляло труда, во многих городах этот место оставалось вакантным в течение долгих лет. В XV веке многие польские города не имели своего «мастера» и вынуждены были «брать на прокат» специалиста из Познани.
Часто палачами становились приговоренные к смерти, покупая себе такой ценой жизнь. Кандидат становился подмастерьем и под началом «мастера» осваивал ремесло, постепенно привыкая к крикам истязуемых, крови.
Закат профессии
В XVIII веке европейские просветители расценивали привычные средневековые казни уже как дикость. Однако смертельный удар по профессии палача нанесли не гуманисты, а вожди Великой французской революции, поставив казни на поток и введя в процесс гильотину. Если владение мечом или топором требовало навыков, то с гильотиной мог управиться любой мясник. Палач перестал быть уникальным специалистом.
Постепенно ушли в прошлое публичные казни. Последняя публичная казнь в Европе была произведена во Франции в 1939 году. На гильотине под несущиеся из открытых окон звуки джаза был казнен серийный убийца Эжен Вейдман. Рычаг машины повернул потомственный палач Жюль Анри Десфурно.
Сегодня еще 60 с лишним стран практикуют смертные приговоры, существуют в них и профессиональные палачи, работающие по старинке мечом и топором. Мухаммад Саад аль Беши, палач Саудовской Аравии (стаж работы с 1998 года), работает мечом, отсекая руку, ногу или голову с одного удара. На вопрос, как он спит, отвечает: «Крепко».
Автор Клим Подкова
Источник: Тайны и загадки№21/2015