Анна Королева «Expert Online»
В одно мгновение из отчетности компании Chesapeake Energy, занимающейся разведкой и добычей сланцевой нефти в США, исчезнут в ближайшее время 1,1 млрд баррелей нефти. Это порядка 45% ее запасов. С баланса Oasis Petroulem исчезнет 33% запасов. Bill Barrett потеряет 40% заявленных резервов. И это далеко не все случаи чудесного исчезновения.
Речь идет о переоценке запасов на основе бухгалтерской переоценки активов на основе обязательной отчетности (regulatory filling), которую компании подают в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, SEC). Дело в том, что американским компаниям было легче заявлять о наличии больших запасов нефти на сланцевых месторождениях, не приступая к их немедленной разработке. Сейчас, когда дело дошло до реальной разработки, оказалось, что работа велась только на бумаге.
Как пишет Bloomberg, компании из США сейчас вынуждены «соотнести запасы с суровой экономической реальностью". В свое время все они активно лоббировали бухгалтерское правило, которые позволяло им представлять в отчетности огромные подземные запасы газа и получать финансирование на разработку. Теперь же они должны признать, что их инвесторы и так уже знают: многие перспективные скважины будут терять деньги при ценах ниже 40 долларов за баррель. Разработка заявленных запасов нефти должна начаться в течение следующих 5 лет, после того как та или иная компания указывает их на своем балансе.
В прошлом году несмотря на начавшийся обвал цен, сланцевым добытчикам по большей части удалось избежать переоценки своих запасов. Комиссия по ценным бумагам и биржам рассчитывала прибыльность заявляемых запасов с тех или иных месторождений на основе усредненного значения стоимости нефти по состоянию на 1-й день каждого месяца в течение календарного года. В прошлом году этот показатель составил 95 долларов за баррель, хотя спотовые цены на биржах находились ниже 50 долларов за баррель, в то время когда компании заявили о своих резервах нефти в феврале и марте 2015 г.
Между тем в этом году, уже в ближайшие несколько месяцев, по мере того как сланцевики будут отчитываться о результатах за 2015 г., с их балансов как раз и начнут исчезать миллиарды баррелей нефти. Ситуация осложняется тем, что в текущих условиях многие компании продолжают сокращать расходы, разработка новых месторождений откладывается. В США в целом продолжается процесс сокращения действующих буровых установок на нефтяных месторождениях. К тому же в этом году, с учетом цен на нефть, зафиксированных 1 декабря 2015 г., показатель, на основе которого SEC рассчитывает прибыльность месторождений, составляет 51 доллар за баррель.
Впрочем, на сегодняшний день есть и более показательная статистика: 18 нефтегазовых компаний в США находятся в процессе подачи документов на защиту в рамках банкротства. Выручка компаний снижалась вместе с падением цен на нефть, а окончательно их добила потеря доступа на кредитные рынки. Если точнее, доступ остался, но вот получить кредитования стало значительно сложнее. Например, в Barclays ожидает, что темпы банкротств в течение следующего года удвоятся.
Сланцевая революция в США будет продолжаться за счёт государства, уверен Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills – КапиталЪ АМ». Власти Америки отлично понимают, как угрожают им низкие цены на нефть, и поэтому они будут всячески способствовать тому, чтобы страна не развалилась на куски. Что они будут делать? Во-первых, вести переговоры с банками. Убеждать тут долго никого не придётся. У Bank of America 9% розничных кредитов в районах, связанных со сланцами.
Если нефтянка разорится, эти активы, как в сказке, мигом обратятся в плохие долги, полагает эксперт. Кредитные учреждения будут сговорчивы при рефинансировании займов сланцевикам. Останется только поднять потолок госдолга для спасения самих банков, если нефть останется дешёвой. Во-вторых, государство в США дружит с хедж-фондами. Оно может запретить этим учреждениям играть на понижение нефти. Вполне возможно, что это выправит ситуацию если не мигом, то в течение квартала. На повышение нефти, к слову, хедж-фондам запретили торговать ещё при ценах выше 100 долларов.
Действительно, соглашается эксперт-аналитик MFX Broker/ ведущий аналитик MFX Capital Александр Гриченков, сланцевым компаниям при нынешних ценах на нефть приходится очень нелегко. На сегодняшний день баррель WTI уже стоит порядка 38 долларов, тогда как у большинства сланцевых компаний порог рентабельности начинается от 50.0 долларов. Таким образом, платежеспособность нефтегазовых компаний в США (особенно в сегменте сланцевой добычи) значительно ухудшилась, что закономерно привело к волне банкротств и корпоративных дефолтов.
При сохранении текущих цен хотя бы в ближайшие два-три квартала, ожидает эксперт, с рынка может исчезнуть до 50% всех сланцевиков. Из-за этого добыча нефти в США может рухнуть на 1.5 млн. баррелей в сутки и составить чуть больше 7,5 млн баррелей. Для сравнения - на пике роста производства в стране добывалось почти 11 млн. баррелей в сутки, и одно время Америка даже была мировым лидером по нефтедобыче. В конце концов, текущие цены приведут к тому, что в скором времени на мировом нефтяном рынке может возникнуть не профицит, а дефицит предложения, из-за чего цены могут быстро восстановиться выше 60 долларов за баррель. http://expert.ru/2015/12/11/nenuzhnyij-slanets/
Также в тему...
Нефтяной кризис заставляет Аляску вводить налоги
Когда речь заходит о нефтяном кризисе, многие вспоминают сланцевую промышленность США, проблемы стран ОПЕК или других нефтедобывающих государств.
Между тем, экономические проблемы отдельных американских штатов оказываются очень серьезными. И если о Техасе или Северной Дакоте мы слышим достаточно часто, то проблемы Аляски редко упоминаются в средствах массовой информации, хотя падение цен на нефть стало серьезным ударом. Нехватка денег в бюджете побудила губернатора Билла Уокера поднять вопрос о введении подоходного налога впервые за 35 лет, для того чтобы закрыть дефицит бюджета на $3,5 млрд. Аляска в настоящее время является единственным штатом, где нет налога с продаж на уровне штата или персонального подоходного налога, так как долгие годы нефтяные доходы позволяли компенсировать эти выпадающие налоговые доходы. Сейчас Уокер считает, что "для Аляски самое время, чтобы собрать все воедино". При этом Аляска является одним из семи штатов, где нет подоходного налога, и это единственный штат, где был отменен уже существующий налог.
Штаты, не имеющие подоходного налога: Аляска, Флорида, Невада, Южная Дакота, Техас, Вашингтон, Вайоминг.
Штаты, не имеющие налога на прибыль: Теннеси, Нью-Гемпшир. В 1980 г., после того как нефть стала поставляться с помощью трубопроводов, законодатели отменил налог. Аляска давно полагалась на доходы от нефти. В последние годы около 90% всех бюджетных средств, доступных для трат, составляли нефтяных деньги. Это примерно 75% от общего размера доходов штата. Но добыча упала до 500 тыс. баррелей в сутки, а падение цен привело к тому, что бюджет, размер которого составляет $6 млрд, показал дефицит на уровне $3,7 млрд. С большой вероятностью цены не будут сильно расти в ближайшие годы, а значит, Аляска может просто стать банкротом, если не изменится структура поступлений. Также предполагается, что жители получат значительно меньше от правительства. В 2016 г. размер выплат будет по крайней мере на $1 тыс. меньше, чем в этом году. Аляска не единственный регион, испытывающий трудности, но, в отличие от Техаса или Луизианы, Аляска не может компенсировать потери за счет других отраслей, не связанных с нефтью. Предложение Уокера включает в себя:
Власти штата утверждают, что даже при реализации всех этих мер налоговая нагрузка в Аляске будет одной из самых низких в стране. Согласно оценкам Аляска тратит свои резервы со скоростью около $10 млн в день. Если проблема не будет решена, то рейтинг штата будет снижен, а это означает увеличение затрат по обслуживанию долга, что только усложнит финансирование крупного газового проекта, который очень важен для финансовой стабильности в будущем. Критики плана Уокера отмечают, что увеличение налогов затронет простых людей, а пострадают прежде всего жители с низким уровнем доходов, тогда как нефтяные компании практически не затронуты. По предварительным оценкам, семья из четырех человек с годовым доходом около $50 тыс. потеряет порядка $5 тыс. При этом критики обращают внимание, что правительство долгое время ничего не делало для стабилизации ситуации. |
|
Источник: VestiFinance.ru |