Александр Ходаковский (Фото: Михаил Почуев/ ТАСС)
На прошлой неделе секретарь Совета безопасности ДНР Александр Ходаковский провел открытую Интернет-конференцию, в ходе которой ответил на вопросы граждан. Среди тем, затронутых Ходаковским — взаимоотношения ополченцев с государством, социальная политика и будущее народных республик, отношения республик с Россией и Украиной, судьба минских соглашений, перспективы новой военной кампании в случае ее начала.
Конечно же, будущее минского мирного процесса стало центральной темой, интересующей как жителей ДНР, так и других стран, задававших вопросы.
Главное, что стоит подчеркнуть, по мнению Ходаковского, как бы формально не назывались республики Донбасса, они никогда не будут подконтрольны Украине.
По его словам, Минские договоренности будут выполнены на условиях республик Донбасса, поскольку они являются победителями в столкновениях с украинской армией.
«Никто не собирается отдавать этот город украинским вооруженным силам, тем более карателям, которые в первую очередь сюда заползут», — подчеркнул представитель секретарь Совбеза. «Ни одной пяди родной земли отдавать мы не намерены. Минские договоренности сработают только в том случае, если они будут выполняться на наших условиях. Мы победители в этой войне, это мы остановили украинскую армию, навязали наши условия. После наших системных побед украинская сторона запросила мира. Они были согласны на то, чтобы выстраивать какой-то мирный диалог, потому что мы к этому их понудили».
«После передышки мы видим, что они опять склонны к перемене своего мнения», — добавил Ходаковский. «Опять мы видим инициативы по возобновлению локальных боевых стычек. Всем, кто думает, что ситуация находится в плавающем состоянии, советую отрезвиться. Ситуация зацементирована, обратного хода нет — миритесь с той реальностью, которая существует. Как бы формально не называлась эта территория, она никогда не будет подконтрольна Украине».
Кроме того, по убеждению Ходаковского, конфликт в Донбассе не завершен. Пока действуют Минские договоренности, республики отказались от расширения своих территорий до границ областей, но вопрос не снят повестки.
«Не согласен с той постановкой вопроса, что, дескать, это все форсированными темпами завершается, потому что у России появились другие проблемы в виде Сирии. Абсолютно неверно…
Не снят ни один вопрос — ни расширения наших границ до бывших административных, ни нашей борьбы с хунтой, с фашизмом, со всеми этими проявлениями.
Партитет в военном отношении был достигнут за счет того, что мы прижались спинами к городам. Украина стала перед фактом — либо им продолжать боевые действия и ввязаться в бои в условиях города, как по примеру Грозного, что означает положить всю армию. Пример Ясиноватой и Иловайска очень красноречивый.
Поэтому, что бы сейчас не происходило, какие бы договоренности не происходили, мы будем существовать необозримый период в режиме автономной территории с неизменным вектором ориентирования на Россию и со сложными взаимоотношениями с Украиной", — заявил Ходаковский.
По мнению политолога Романа Манекина, специфика заявлений лидеров уровня Ходаковского (в сущности, вчерашних полевых командиров) в том, что какую бы официальную должность они не занимали, они всегда высказывают личное мнение, зачастую выдавая его за позицию государства.
— К сожалению, это наследство нам досталось от бывшей Украины, в которой приоритет личного над общим был безусловным. Таким образом, озвученная на пресс-конференции позиция — личная позиция Ходаковского, который не понимает, что на государственной службе можно говорить только согласованные вещи, а если хочешь высказывать личное видение ситуаций, это нужно делать вне государственных постов. Между тем, официальная позиция ДНР зафиксирована в минских соглашениях. Их можно обсуждать, трактовать. Можно (и нужно, полагаю) критиковать, если находишься вне власти. Не секрет, что минские соглашения отвергают — и, полагаю, имеют к тому весомые основания, и большинство населения Республик, и рядовые массы ВСН. Возможности официального лица в этом смысле, увы, ограничены в силу занимаемой должности: Ходаковский имеет право только на трактовку подписанных документов, но вовсе не на их ревизию.
«СП»: — Ходаковский говорит, что Минские договоренности будут выполнены на условиях республик Донбасса. Но ведь Киев не только не готов рассматривать предложения республик, но и вообще не считает их стороной переговоров. На что рассчитывает Ходаковский, делая подобные утверждения?
— Де-факто, Минские соглашения — компромисс, навязанный обеим сторонам другими участниками переговорного процесса. В частности, представителями ЕС и РФ. Разумеется, руководство ДНР никогда не устраивал и формат этих переговоров, в которых официальный статус республик подвергается сомнению, и подписанный, по их итогам, документ (его содержание прямо противоречит Конституциям ЛНД и ДНР, а также итогам референдума 11 мая 2014 года). Я также не вижу реальной возможности имплементации минских соглашений в сложившихся условиях: их содержание прямо противоречит жизненным интересам населения республик. Но на что рассчитывает Ходаковский, делая упомянутые заявления, мне за него ответить трудно. Полагаю, что ни на что не рассчитывает. Делится с аудиторией эмоциями.
Для меня лично, вполне очевидно, что Минск — никакая не альтернатива войне. Минск — очередное боестолкновение, только в дипломатическом формате. Таких столкновений, думаю, будет еще много. На разных фронтах: от экономики до избирательных технологий. Под регулярные взрывы, закупленных на европейские и американские деньги, украинских снарядов в донецких городах и поселках.
«СП»: — По словам Ходаковского, народные республики являются победителями в столкновениях с украинской армией. Согласны ли вы с этим утверждением?
— Мы не победили в этой войне. Война в самом разгаре. Причем, не только на полях сражений, но и, как свидетельствует недавняя гибель Павла Дремова, и в тылу. В Донбассе идет гражданская война. И это не только война с украинским нацизмом, но и война социальная: против уклада жизни, сложившегося в период «украинского владычества в Донбассе», в том числе, и во времена «ахметовщины». При этом, ЛДНР сегодня контролирует лишь 31.1% территорий бывших Донецкой и Луганской областей, по существу — ошметки «производственных цепочек».
Да, Украине пока не удалось нас убить. Важно, однако, не только выжить, но и победить. А мы еще не победили Украину: ни на фронтах, ни, что более важно — внутри собственного сознания.
«СП»: — Если повторится прошлогодний сценарий, когда украинская армия фактически спровоцировала ополченцев на наступление, как далеко сможет быть отодвинута линия фронта?
— Я не специалист по военной тематике. О духе донецком могу говорить уверенно: не смотря на бесконечные усилия внешних и внутренних врагов, моральны дух донбассовцев, по-прежнему, силен. В случае прямой атаки, мы, безусловно, устоим и сумеем пойти вперед. Как далеко? Зависит не только от Донбасса. Есть Конституции ЛДНР, в которых четко описаны границы Республик. Ополченцы — говорю об этом уверенно — готовы идти и до Сана. Но реальные масштабы продвижения обусловлены многими факторами.
«СП»: — По словам Ходаковского, не снят ни вопрос расширения границ до бывших административных, ни борьбы с «майданным» режимом, с фашизмом. Но в минском договоре об этом ни слова. Насколько в нынешних условиях возвращение к границам областей осуществимо?
— Мне кажется, что Александр хотел сказать, что, по состоянию на сегодняшний день, не решен ни один вопрос, подвигнувший население Донбасса на социальный и политический протест весной 2014 года. Абсолютная правда! Ни один вопрос не решен, а многие — даже усугубились. Полагаю, что Ходаковский, как и многие руководители ЛДНР, исходит из посылки, что Украина не сможет не нарушить минские соглашения. И тогда у военного руководства республик будут, что называется, развязаны руки для наступления по всему фронту противостояния. Не уверен, что данная посылка безошибочная. Полагаю, что действительность — сложнее.
Ясно, однако, одно: минские соглашения — нежизнеспособны, эскалация военных действий случится непременно. Как это произойдет практически: поживем — увидим. Жизнь богаче любых теоретических прогностических построений…
«СП»: — А борьба с фашизмом? Может ли война окончится на административных границах Донецкой и Луганской областей или нужен Киев?
— ЛДНР уничтожили наиболее явные ростки украинского нацизма на 31.1% территории бывших Донецкой и Луганской областей. Разумеется, украинский национализм не в состоянии смирится и не смирится с такой ситуацией. Нацизм — среда агрессивная. Но в этом и его слабость.
Разумеется, весной 2014 года мы поднялись на борьбу с нацизмом. И, безусловно, эта война не может закончиться миром: только победой. Украинский нацизм может и должен быть уничтожен. Конечно, лучше, если руками самих украинцев, хотя понятно, что донбассовцы никогда не были и уже не будут украинцами. Но если придется, если нынешние власти Украины дадут к тому повод — то и руками донецких шахтеров и металлургов.
Публицист Дмитрий Скворцов считает, что громкие заявления Ходаковского — это недостаток дипломатического опыта.
— Понятно, что население ДНР крайне отрицательно относится к украиноцентричным перспективам, прописанным в минских соглашениях, а потому ждёт от руководителей республики опровержения своих опасений. Вот последним и приходится маневрировать, чтобы с одной стороны не быть обвинёнными в предательстве, с другой — в срыве соглашений.
Можно сказать, что заявления Ходаковского отчасти (далеко не во всём) противоречат минским соглашениям в изначальном их виде — образца февраля прошлого года. Однако с тех пор Украина столько раз срывала пункты и даты, касающиеся статуса «особых районов Донбасса», что угробила самые призрачные надежды на установление хоть какого-то контроля на данной территории. И в этом отношении заявление Ходаковского может рассматриваться как объективное видение складывающейся ситуации.
«СП»: — Совпадение ли, что Ходаковский говорит об этом накануне нового года, когда истекает срок минских соглашений? Может, это сигнал Киеву, чтобы охладить его пыл?
— Заявление Ходаковского — исключительно «для внутреннего пользования». Если привязывать его к Новому году, то — как поздравление жителям новороссийских республик.
«СП»: — Ходаковский утверждает, что республики являются победителями в столкновениях с украинской армией, навязали свои условия. Согласны ли вы с этим утверждением? Получается, записанное в Минске — условия, продиктованные Донбассу побежденной Украине?
— Конечно. Формально, республики через посредничество Путина выдвигали Киеву условия в момент продолжающегося разгрома ВСУ. То есть, на правах победителя — зная, что для нынешней Украины эти условия не выполнимы. По сути, это отложенная капитуляция, что понимали Меркель с Олландом, да и Порошенко. Отсюда и столь откровенные заявления Ходаковского.
«СП»: — По словам Ходаковского, не снят ни вопрос расширения границ до бывших административных, ни борьбы с хунтой, с фашизмом. Но в минском договоре об этом ни слова. Насколько в нынешних условиях возвращение к границам областей осуществимо?
— А это и не следует привязывать к выполнению или невыполнению Донецком и Луганском пунктов минских договорённостей. Перспективу сию скорее следует воспринимать как данность: либо Киев начинает наступление (чтобы упредить очередной переворот) и тем даёт ополчению повод для широкомасштабного контрнаступления, либо Украина разваливается сама собой и исчезает как целостное образование (открывая тем самым возможность для самоопределения жителям Донбасса на подконтрольных пока что Украине территориях). Напомню, на референдуме весной прошлого года они уже проголосовали за ДНР и ЛНР соответственно.
«СП»: — А борьба с фашизмом? Может ли война окончиться на административных границах Донецкой и Луганской областей или нужен Киев? Ведь сосуществуют же как-то ПМР с Молдовой и Абхазия с Грузией, не пришлось идти на Кишинев и Тбилиси…
— Всё-таки осетины и абхазы не считают грузинский Тбилиси своей столицей. Как и русские Приднестровья пока что не считают Кишинёв русским. А вот великороссы и малороссы Новороссии ощущают Малороссию как часть единой с ними страны. И если для того, чтобы убить у агрессоров всякие надежды на реванш, их предкам приходилось навещать далёкие парижы с берлинами, то здесь сам Бог велел очистить от фашизма собственную землю.
«СП»: — По мнению секретаря Совбеза ДНР, эскалация боевых действий со стороны Украины — не что иное как попытка переформатировать политический процесс в угоду вашингтонским кураторам официального Киева. Чем видение минского процесса в Америке отличается от европейского? При каких обстоятельствах минские соглашения могут быть переписаны в пользу той или иной стороны?
— Если исходить из того очевидного предположения, что это на самом деле война США против России, то Америке, в отличие от Европы мир не нужен. Следовательно, не нужны ей никакие мирные соглашения. Поэтому, в случае срыва Минского процесса, у него ничтожные шансы быть возобновлённым.
«СП»: — По словам Ходаковского, только когда страна сможет очиститься от той напасти, которая, поселившись во властных коридорах, тянет Украину на дно, можно говорить о пророссийском государстве с сохранением близких большинству жителей ценностных ориентиров. Это еще возможно, или раскол Украины на пророссийскую а антироссийскую части необратим?
— Пока что единственно возможный раскол — по географическим границам олигархических уделов. Раскол Украины на пророссийскую а антироссийскую части в массовом менталитете населения Украины давно уже состоялся. Его географическое выражение пока что сдерживается силовыми структурами разного толка (от ВСУ до частных армий тех же олигархов). Любой вооружённый конфликт — как внутренний, так и возобновление войны в Донбассе — лишь подтолкнёт к проявлению уже имеющегося раскола по ментальному и национальному (румыны, венгры, поляки, словаки, болгары, гагаузы) признаку.
По мнению члена бюро Президиума политсовета партии «Родина» Федора Бирюкова, трудно не согласиться с Ходаковским.
— Действительно, Киев не имеет никакой власти над Донбассом. Несмотря на то, что Киев и Запад считают территории ДНР и ЛНР украинскими, де-факто это давно не так. И единственный способ урегулировать конфликт — это договорился с Донбассом о цивилизованном разводе с солидной компенсацией за военный ущерб. Это заявление — сухая констатация факта. Минские соглашения не являются стратегией, это комплекс срочных тактических антивоенных мер. Саму проблему Украины и Донбасса они никак не решают. Это понимают и в Донецке, и в Киеве, и в Москве, и в Вашингтоне.
«СП»: — То есть Киеву действительно придется смириться, что республики уже не будут Украиной?
Теоретически Донбасс, конечно, мог бы вернуться в состав Украины. Но это должна быть совсем другая Украина — антифашистская и пророссийская. То есть это совсем другая история, о которой сейчас говорить можно только гипотетически. В данных условиях все попытки привязать ДНР и ЛНР к киевской администрации будут лишь консервацией гражданской войны, продолжением череды ее «холодных» и «горячих» фаз.
«СП»: — 1 января истекает срок минских договоренностей, которые Киев так и не продлил. Будет ли это означать автоматическое возобновление боевых действий? Не к этом ли готовится Киев возвращая технику и провоцируя ополченцев, как год назад?
— Боевые действия со стороны Киева фактически и не прекращались полностью. А сегодня обстановка вокруг Донецка накаляется еще больше. Нельзя исключать, что украинское командование воспользуется новогодним «расслабленном», чтобы вновь массировано атаковать Донбасс. Но решение на этот счет еще не принято. Подобный сценарий обсуждался во время недавнего визита Джо Байдена в Киев, и сейчас в Вашингтоне думают над этим. Киев будет действовать так, как прикажут американцы.
«СП»: — Должны ли республики концентрироваться на освобождении своих территорий, или в приоритете должно быть освобождение всей Украины от фашизма?
— Минские договоренности — вообще довольно компромиссный документ. Там нет никакой идеологии, только технические меры. А борьба с фашизмом — это в большой степени идеологическая проблема. Донбасс исторически стал плацдармом антифашистского сопротивления на территории бывшей единой Украины. Но украинский фашизм — трёхголовый дракон. Одна голова — Вашингтон. Другая — Киев. Третья — Западная Украина. Для того, чтобы окончательно отогнать бандеровцев от границ Донбасса, нужно, конечно же, денацифицировать Киев и «западенщину». А в перспективе — угомонить руководство США, заставить американцев уйти из Украины. Эту глобальную задачу придется решать совместно России и Европе.
Дмитрий Родионов