В 1915 году военный министр Великобритании Уинстон Черчилль инициировал грандиозную по масштабам Дарданелльскую операцию, которая предполагала захват Константинополя, полный разгром Турции и вывод ее из войны. В операции, которая продолжалась с февраля по декабрь, на стороне Антанты выступила сводная армия Великобритании, Франции, Австралии, Новой Зеландии и Индии численностью около 700 тыс. человек. В сражении принимала участие мощная эскадра союзников, в которую входили 2 авианосца, 4 линкора, 30 броненосцев, 25 крейсеров, 14 подводных лодок. Турецкая армия насчитывала 450 тыс. человек, флот был представлен меньшим количеством тяжелый кораблей.
Операция развивалась для Антанты драматически. Но, несмотря на громадные потери — почти 200 тыс. убитыми и ранеными, — командование предпринимало все новые и новые попытки овладеть инициативой. Осенью стало понятно, что о взятии Константинополя мечтать не приходится. В ноябре Черчилль, признал поражение и ушел в отставку. Началась эвакуация разбитой сводной армии.
Турки праздновали победу. И намеревались за счет высвободившихся сил существенно улучшить свое положение на Кавказском фронте. Командующий Кавказским фронтом генерал от инфантерии Николай Николаевич Юденич, предполагавший такое развитие сюжета, решил упредить турок.
Фото Николая Николаевича Юденича из журнала "Летопись войны", 1916 год/wikipedia.org
Время для наступления он выбрал «совершенно неправильное» с точки зрения верховного командования турецкой армии. Не ожидая активных действий Кавказского фронта зимой, они начали перебрасывать освободившиеся в Дарданеллах войска в Ирак, чтобы к весне окончательно разобраться с англичанами. И уж потом начать широкомасштабное наступление на русских. Однако Юденич неожиданно ударил 7 января.
Соотношение сил было приблизительно равным. Кавказская армия насчитывала 175 тысяч человек, 375 орудий и 450 пулеметов. Ей противостояла 3-я армия под командованием Керим-паши, имевшая численность в 135 тыс. человек, вооруженная 125 орудиями. Однако турки имели несколько крепостей, главная же из них — в Эрзуруме — была мощным укрепрайоном. При этом количество орудий в крепостях превышало четыре сотни.
Перед войсками была поставлена задача захвата Эрзурма, расположенного в Западной Армении, захваченной Османской империей в XVI веке. После чего следовало развить наступление на важнейший стратегический объект — портовый город Трабзон.
7 января 2-й Туркестанский корпус генерала Пржевальского начал мощную артподготовку на правом фланге фронта. На следующий день войска пошли в атаку, захватив передовую линию вражеских окопов на горах Гай-дага. 12 января был введен в боевые действия 1-й Кавказский корпус генерала Калитина. В центре ударил 4-й Кавказский корпус генерала Де-Витта.
Беспрерывные бои продолжались 6 дней. К 18 января была полностью развалена оборона противника, и он начал беспорядочное отступление. 19 января Юденич направил в прорыв из своего резерва Сибирскую казачью бригаду генерала Раддаца, которая сходу овладела крепостью Гасан-кала.
Противник отступил к Эрзуруму, надеясь восстановить силы и именно здесь остановить русское наступление.
Надежды были не беспочвенными. Эрзурум был защищен как фортификационными сооружениями, так и естественными природными препятствиями — горами. Многоуровневая линия обороны простиралась на 40 километров.
На гористой местности ущелья были перегорожены искусственными инженерными сооружениями. На равнине были 14 фортов, которые представляли собой каменные многоярусные башни с бойницами для орудий, позволявшими вести круговую оборону. Форты были защищены рвами и валами. Между фортами были установлены батареи и пулеметные гнезда.
Юденич готовился к штурму Эрзурума особо тщательно. На протяжении трех недель проводилась разведка линии турецкой обороны, для чего использовалась авиация. Солдаты постоянно тренировались в преодолении в горных условиях защитных сооружений. Частям, которым предстояло участвовать в штурме, выделялось дополнительное вооружение. Создавались особые штурмовые отряды, что было в новинку для того времени.
Однако все это время Юденичу приходилось сражаться и на «втором фронте». Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич (через полгода его заменил на этом посту император Николай II) категорически возражал против штурма. Он настаивал на прекращении наступления, несмотря на то, что для дальнейшего продвижения вглубь Западной Армении складывались благоприятные предпосылки. Турецкая армия была ослаблена. При отступлении турецкие части были перемешаны. Ими были брошены громадные запасы продовольствия и часть артиллерии.
Керим-паша, понимая, что грядущая атака русских сулит полный разгром, направил в Константинополь паническую телеграмму, требуя усиления 3-й армии 50-ю тысячами человек. Однако подкрепление запоздало.
9 февраля при разговоре с Верховным Юденичу наконец-то удалось убедить великого князя дать разрешение на штурм. При этом Верховный потребовал, что в случае возникновения осложнений всю ответственность за них командующий Кавказским фронтом возьмет на себя.
Наступление началось 11 февраля с артподготовки, продолжавшейся 10 часов. В 11 часов вечера в полной темноте вперед пошли 60 тыс. солдат 2-го Туркестанского корпуса и 1-го Кавказского корпуса. В резерве находились Сибирская и 2-я Оренбургская казачьи бригады. Турки, не видя русских, вели огонь вслепую, не причиняя наступающим ощутимого вреда.
За день наступающие захватили лишь один форт — Кара-гюбек. Еще один день ушел на овладение фортом Далан-гез. По замыслу Юденича главные силы были брошены для прорыва на северном правом фланге. В то же время бои происходили по всему фронту, чтобы не позволить противнику перегруппировывать силы для отражения главного удара.
Через 5 дней беспрерывных боев, беря одну линию обороны за другой, русские войска вышли в тыл эрузрумской обороны. Корпус Пржевальского окружил город, прервав его связь с внешним миром. В прорыв на северном фланге была брошена конница Сибирской бригады и 5-й Казачьей дивизии.
Пробив путь к отступлению, турецкие войска начали покидать город. Эрзурум был занят Юденичем 16 февраля.
С начала наступления на Кавказском фронте русские войска продвинулись вперед на 150 километров. 3-я турецкая армия понесла громадные потери — 66 тыс. убитыми и ранеными. Потери Кавказского фронта составили 2340 убитыми и 6 тыс. ранеными. Армия турок была практически разгромлена. За эту блистательную победу Юденич был награжден орденом Святого Георгия второй степени.
А в середине апреля войска Юденича при поддержке Черноморского флота взяли и следующий ключевой город — Трапезунд. В июле пал и Эрзинджан. Таким образом, русская армия отвоевала большую часть Западной Армении. А 3-я армия Османской империи практически прекратила свое существование.
На занятых русскими войсками территориях был установлен оккупационный режим с передачей управления военному командованию. Вскоре было учреждено генерал-губернаторство Турецкой Армении. На покинутые во время геноцида земли начали возвращаться армянские беженцы. Военная администрация в меру финансовых возможностей оказывала им посильную гуманитарную помощь. Создавались лечебницы, открывались бесплатные столовые. В то же время беженцы привлекались к работам по восстановлению территории и строительству железных дорог. Крайне полезным для поддержания боеспособности армии была и сельскохозяйственная деятельность армян.
После того, как Россия подписала Брест-Литовский мирный договор, Западная Армения пережила целый ряд административных трансформаций. В 1923 году она прекратила свое существование, опять перейдя к Турции.
Владимир Тучков