Купила мама коника, а коник без трёх ног...
Почему переживает трудности экономика России, Ирака или Венесуэлы — понятно. Когда дешевеют энергоресурсы, их продавцы точно не выигрывают.
Но отчего села в лужу Украина? Ведь она покупатель нефти и газа! Вроде бы сейчас, на дешёвом сырье, только расти и расти?
Причин украинского провала несколько. И это не война на Донбассе. В 2014 году тоже воевали, куда как хлеще, чем в прошлом. Но экономика страны в год перемирия просела глубже, чем в год активных боевых действий.
До сих пор Украина стояла на четырёх экспортных ногах. Основой её благополучия были: машиностроение, химия, чёрная металлургия и сельское хозяйство. Но сегодня коник, на котором выезжала страна, оказался без трёх ног.
С машиностроением всё ясно. Связи с Россией разорваны, в Европе украинские машины и детали не нужны. Эту ногу в условиях евроинтеграции проще отрезать, чем лечить.
Украинская химия вроде бы на внешнем рынке пользовалась спросом. Тем более, химикаты — штука энергозатратная, раньше на её производство уходило много пресловутого российского газа. Теперь газ подешевел вслед за нефтью, расходы химиков снизились — так что же? Кажется, в химии надо ожидать рост?
Ан нет, не угадали. И здесь спад. Раньше газ стоил дороже, чем сегодня, но Украина получала его из России со скидкой. По-семейному, от братьев братьям. Благодаря этой скидке продукция украинского химпрома получалась дешевле, чем у конкурентов. И хорошо расходилась на мировом рынке.
Теперь газ стал дешевле, но скидок больше не дают. И подешевевшая украинская продукция конкурирует с ещё более подешевевшей заграничной. Облом. Вторая нога в гипсе.
С металлургией ещё хуже. Если цены на нефть за последние три года упали в три с половиной раза, то на сталь — в целых пять раз. А три четверти украинской стали шло на экспорт.
Если кто думает, что благородный Вашингтон специально обрушил нефтяные цены, чтобы наказать Россию за вмешательство в украинские дела, то пусть ответит на простой логичный вопрос. Если Вашингтон так всесилен, что легко ворочает мировыми ценами, то за что же он наказывает Украину, обрушив котировки на сталь и чугун? Неужели такая кара — за революцию национального достоинства?
Как бы то ни было, а металлургическая нога украинской экономики тоже дала трещину. Осталось одно спасение — сельское хозяйство.
И стоит бедная Украина, словно пугало посреди поля, на единственной аграрной ноге.
С евроинтеграцией Вас, господа!