KlimPodkova. Отпечатки пальцев не лгут!

_________________


В одном фильме адвокат, беседуя со своим подзащитным, сокрушался: «Улики – это ерунда. Я никогда не относился к ним всерьез. Но мсье! Вы оставили отпечатки пальцев! С этим уже ничего нельзя поделать». А ведь прошло всего сто лет с небольшим, как отпечатки пальцев стали изобличающей преступника уликой.

Мистические узоры

Узоры на кончиках пальцев интересовали людей еще в доисторическую эпоху. В 1832 году на острове Гавр-Инис (Франция) при раскопках кургана археологи нашли каменные плиты со странными рисунками. Какие только теории не выдвигались!  Ученые видели в них буквы этрусского, финикийского, кельтского алфавитов, изображения змей, символы друидов и пр. В 1920 году французский исследователь Стокис доказал, что загадочные узоры ничто иное как изображение папиллярных линий ладоней и пальцев.

Вряд ли древние бретонцы создавали первую в мире картотеку преступников. Скорее всего, изображения на скалах имели культовое назначение. Жрецы явно подозревали, что затейливые петли и завитки скрывают какие-то тайны и пытались их раскрыть.

Но не только древние бретонцы искали в кожных узорах потаенный смысл. Хироманты Междуречья и Древнего Египта, Греции и Рима напряженно вглядываясь в ладонь клиента, пытались угадать его будущее. Вспомним добрым словом этих гадальщиков по ладони. Как из алхимии выросла химия, из астрологии астрономия, из хиромантии выросла дактилоскопия, ценность и полезность которой сегодня не отрицает никто.

Древний Китай и фирман Мухаммеда

Любой китаец вам скажет, что все достижения науки и техники, которыми так гордятся европейцы, были известны в Китае с незапамятных времен. Порох, бумага, фейерверки, бумажные деньги первыми появились в Китае. Это относится и к дактилоскопии. Начиная с VII века в Поднебесной к важным документам в обязательном порядке прикладывались отпечатки ладоней и пальцев.

Традицию у китайцев переняли арабы. В 622 году н.э.  веке пророк Мухаммед выдал христианскому монастырю св. Екатерины на Синае охранную грамоту, заверив ее отпечатком собственной ладони. В 1517 году монахи предъявили фирман Мухаммеда янычарам турецкого султана  Селима I, пришедших провести ревизию сокровищам монастыря.

Пораженные янычары не могли нарушить волю великого пророка, о чем и сообщили султану. Османский повелитель приказал фирман забрать и поместил его в свою сокровищницу, а взамен выдал монахам «дубликат» за своей подписью. Оба документа благополучно дожили до наших дней и хранятся один – в Стамбуле, второй – в монастыре.

Однако вернемся к дактилоскопии как к составной части криминалистики.

Сотрудник британской администрации

Вильям Гершель служил в Бенгалии (Индия). В первые же дни своего пребывания в колонии он столкнулся с особенностями менталитета местного населения. Будучи в основном неграмотными, индусы вместо подписи ставили в документах незамысловатые закорючки, не считая себя при этом чем-то обязанными.

Сипаи (солдаты-наемники из местных туземцев) при выдаче жалованья вставали в очередь по два, три раза, каждый раз утверждая, что денег еще не получали. Уличить их в обмане было невозможно, имена у всех были похожи и для британцев все индусы были на одно лицо. Неудивительно, что в полковой кассе постоянно был перерасход средств.

В 1858 году Гершель решил проблему, распорядившись, чтобы солдаты в платежной ведомости ставили отпечаток большого пальца. Какие механизмы включались в головах индусов, непонятно, но если от своей «подписи» они с легкостью отказывались,  то от оставленного на бумаге оттиска – никогда.

«Бредовая» идея

За 20 лет работы Гершель проверил тысячи «подписанных» индусами документов и сделал два потрясающих открытия: 1) отпечатки никогда не повторяются, 2) с годами они не меняются. Результаты Вильям изложил в книге «The origin of finger prints».

В 1877 году он направил письмо генеральному инспектору тюрем Бенгалии, в котором предложил новый метод регистрации преступников – по отпечаткам пальцев. В ответном послании генеральный инспектор участливо интересовался самочувствием господина Гершеля. (Это так чисто по-британски смотритель тюрем охарактеризовал предложение Гершеля как бред больного человека.)

К счастью, книга Гершеля попалась на глаза английскому ученому Френсису Гальтону, который подвел под идею математическое обоснование. Собрав гигантскую базу оттисков, он проанализировал их и доказал что только два человека из 64 миллиардов могут иметь одинаковые отпечатки. Так что пока в тюрьмах сидят менее 60 млрд. человек, дактилоскопии ничто не угрожает.

Проблема классификации

XIX век ознаменовался не только грандиозными научными открытиями, развитием промышленности, но и небывалым ростом преступности. Полицейские участки захлестнул вал воров и бандитов, старательно скрывавших свое имя и свое преступное прошлое. Поголовная паспортизация еще не существовала, фотографию еще не изобрели.

В 80-х годах работник полицейской префектуры Парижа Альфонс Бертильон предложил метод, основанный на обмере частей тела (бертильонаж). Метод был несовершенен. Необходимо было измерить 11 частей тела преступника с точностью до миллиметра! Понятно, что были сбои. (Помните, как Незнайку идентифицировали в полицейском управлении? Средний рост, большая голова, короткий нос… Поздравляю, Вы – знаменитый бандит и налетчик Красавчик! Шестнадцать ограблений поездов, десять вооруженных налетов на банки и семь побегов из тюрем.)

Многие детективы по собственной инициативе успешно применяли в своей работе дактилоскопию и выступали за ее введение как основного метода идентификации преступника. Но все упиралось в отсутствие классификации. Полицейские вынуждены были вручную перебирать сотни карточек, сравнивая их с оттисками, взятыми у преступника. А когда карточек станут тысячи? Сколько времени тогда займет процесс идентификации? Недели? Месяцы? Поэтому правонарушителей продолжали измерять.

И снова Британская Индия

Проблему решил генеральный инспектор полиции Бенгалии Эдвард Генри.  По роду и месту своей службы он знал об исследованиях Вильяма Гершеля,  служившего до него в Индии. Заняв в 1891 году высокий пост в Калькутте, Генри, пользуясь служебным положением, приказал заносить в карточку преступника отпечатки пальцев. И все же они шли всего лишь как дополнение к бертильонажу, так сказать «особая примета».

Пять лет искал Эдвард принципы классификации папиллярных узоров. Решение пришло в 1896 году в поезде. Не имея под руками бумаги, Генри делал записи на своем манжете. Когда поезд прибыл в Калькутту, «скелет» системы классификации был готов. Так в дактилоскопии появились узоры типа А, Т, R, V и W, «треугольники», «петельки», «дельты», «завитки» и основные разделы будущей картотеки.

Дактилоскопия навсегда

В январе 1897 года Генри обратился к генерал-губернатору Индии с предложением заменить бертильонаж  дактилоскопией. Была создана комиссия, которая через два дня работы дала положительное заключение и с июля 1897 года по всей Британской Индии преступников не измеряли, они «катали пальчики».

Новшество заметили в метрополии. В 1900 году Эдвард Генри был вызван в Лондон, где сделал доклад специальной комиссии министерства внутренних дел Великобритании. Доклад вызвал восторг у членов комиссии. Дактилоскопия была введена по всей территории империи, Эдвард Генри стал заместителем начальника полиции Лондона и шефом криминальной полиции.

Началось триумфальное шествие дактилоскопии по всему миру: в 1903 она была введена в Австрии и Венгрии, в 1903 – в Германии, Бразилии и Чили, в 1906 – в России и Боливии, в 1908 – в Перу, Уругвае и Парагвае.

Последней сдалась Франция и то после грандиозного скандала. (В 1911 году из Лувра была похищена «Мона Лиза». Преступника искали два года, хотя могли найти за два часа. На месте преступления похититель оставил отпечаток пальца. Ранее он задерживался полицией, и его отпечатки хранились в картотеке.) В 1914 году на Международном полицейском конгрессе дактилоскопия была принята как главный и единственный метод опознания преступника.

Сегодня у дактилоскопии нет противников. У задержанного в первую очередь снимают отпечатки пальцев и отправляют их в т.н. «следотеку». Процесс поиска автоматизирован. Еще первая созданная в СССР поисковая система позволяла за пять минут проверить более 30.000 отпечатков. Выданные машиной карточки с изображениями отпечатков поступают в лабораторию. И когда на стол перед преступником ложится заключение экспертизы, любой заматерелый уголовник признает свою вину. Отпечатки пальцев не лгут!


Автор KlimPodkova
Источник: «Тайны и загадки» №2/2016

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 10).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА