Известный российский исполнитель Юрий Лоза, который недавно побывал в Севастополе с концертом в честь второй годовщины воссоединения Крыма с Россией, поделился с журналистом Александром Чаленко впечатлениями от полуострова. Об этом читайте в интервью Лозы для «ПолитНавигатора».
«ПолитНавигатор»: Юрий, российские исполнители по отношению к присоединению Севастополя и Крыма к России разделились на две группы – на тех, кто его приветствовал, и на тех, кто посчитал это аннексией. Как вы считаете, почему ваш коллега по музыкальному цеху Макаревич был против присоединения в то время, как вы были за?
Юрий Лоза: Я не знаю, почему Макаревич был против. Я знаю только одно, что за те 23 года, пока Крым и Севастополь входили в состав Украины, не было написано ни одной песни на украинском языке о Крыме или Севастополе вообще. Почему? Потому что крымчане не думают по-украински, не пишут по-украински, не сочиняют по-украински. Я сидел в крымском дворике еще до того, как развалился Союз. У меня самого жена крымчанка. Мои родители лежат в крымской земле. Они тут похоронены.
«ПолитНавигатор»: А где именно?
Юрий Лоза: В Керчи. Здесь живет мой брат, тут живут два моих племянника, друзья и знакомые. К тому же из-за того, что жена крымчанка, то нас всех сюда тянет. У нас тут корни.
«ПолитНавигатор»: У вас не было вопроса: кому принадлежит Крым?
Юрий Лоза: Да о чем вопрос! Я сидел тут, в крымском дворике, и играл с мужиками в домино еще до того, как Украина отделилась, и никогда не чувствовал, что Крым – это не Россия. То есть, я сидел в крымском дворике, как в обычном российском дворе на юге России. Никто из этих мужиков себя украинцем не считал и не собирался считать. Все эти люди продолжали быть русскими крымчанами, но в силу обстоятельств, находящиеся на территории чужого государства. Все попытки украинизировать крымчан ни к чему не привели.
Я сейчас ходил по Севастополю и нигде не видел никакой ностальгии по Украине. Никто тут не пытался со мной по-украински заговаривать и никакой украинской символики я тут не видел. Севастопольцы и остальные крымчане абсолютно логично перетекли из одного государства в другое, оставшись на самом деле теми, кем и были, — простыми русскими людьми.
«ПолитНавигатор»: Скажите, ваши поклонники и симпатизанты с Украины не пытались вас совестить за вашу позицию по Крыму и Украине?
Юрий Лоза:Не только на Украине, но и в России таких навалом. Мне целое либеральное крыло писало по этому поводу и возмущалось моей позицией. Обзывали меня «крымнашистом». И это люди, с которыми я был знаком очень давно, и с которыми я не раз стоял на одной сцене.
«ПолитНавигатор»: А можете назвать их имена?
Юрий Лоза:Ну как… Вы же сами называете мне того же Макаревича и иже с ним.
«ПолитНавигатор»: А вы с Андреем Вадимовичем говорили об этом?
Юрий Лоза:Я написал заметку об этом. Она разошлась в несколько десятков тысяч перепостов, и не только в Фейсбуке. То, что я пишу в Фейсбуке, моментально разлетается. Я сейчас буду вести на радио «Комсомольская правда» свой радиоблог. Я буду радиоблогером. Это будет аналитическая программа, которая будет подытоживать с моей точки зрения, с точки зрения диванного аналитика и диванного эксперта разного рода события за неделю. Эту форму я придумал сам. Радиоблог пока у нас не популярная форма. Я буду одним из первых радиоблогеров.
«ПолитНавигатор»: Назовите три вещи, которые вам больше всего нравятся в Севастополе?
Юрий Лоза:Спокойствие. Не может быть все хорошо, когда много разных факторов давят на вас и пытаются сделать вам плохо. Тут и санкции, и отключение воды, и отключение света и так далее. Все гадости, которые нам пытается сделать внешний мир, не сломили крымчан. Мало того, люди понимают, что это временные трудности. Да, все ополчились, кто-то не признает, кто-то вякает со стороны, кто-то пытается гайки закрутить. Крым благодатное место, священная земля, на которой веками жили люди и справлялись со всеми трудностями, которые на них наваливались. Все эти трудности будут побеждены точно так же. Нужно только немножко времени.
Крым должен начать самостоятельно зарабатывать. Как только он это начнет делать, то его признают все. Сюда полетит столько инвесторов, что сами крымчане будут уворачиваться от них. Я это знаю. У меня высшее экономическое образование , я консультирую некоторые экономические форумы и так далее. Я знаю, что это такое. Я знаю, как реагирует бизнес. Поверьте, несмотря на санкции, все сетевые магазины с хозяевами оттуда работают в Москве и России прекрасно. Порошенко-то ведь свой бизнес не свернул. У него завод работает, и конфеты продаются по всей России. Политика политикой, а денежки врозь.
Поверьте, как только люди поймут, что Севастополь и Крым будут самодостаточными, и люди поймут, что сюда выгодно вкладывать, то Севастополь и Крым будут всем обеспеченны. Единственное, чего не хватает Крыму, это хороших управленцев. Но их надо растить. Это целое поколение молодых людей, которые вот сейчас набираются опыта, которые вот сейчас начинают понимать, как работают в экономике денежные потоки. Со временем они научатся работать.
«ПолитНавигатор»: Не знаю, есть ли у вас собственность?
Юрий Лоза: У меня квартира в Варне.
«ПолитНавигатор»: А не хотелось бы купить дом в Севастополе, например?
Юрий Лоза: А вот скажите мне, а чего я тут делаю? Как вы думаете? Я пытаюсь понять крымскую ситуацию, я пытаюсь изучать и мониторю то, что происходит в Крыму. У меня большие идеи – а, может быть, бросить корни в Крыму.
Объясню почему. На последнее празднование в Болгарии освобождения от турецкого ига, которое было осуществлено русскими войсками, Путин приглашен не был. Болгария страна непредсказуемая. Она всегда воевала на стороне наших врагов. Болгары, конечно, братушки, но такие своеобразные. Куда они взбрыкнут, если и дальше будут все указания от Америки и Европы выполнять, тяжело сказать. Со временем они будут такими же нашими «друзьями» как и прибалты или как грузины. Поэтому тут надо держать ухо востро и держать руку на пульсе.
А Крым наш. Как только он стал наш… Ведь я, конечно, не поехал бы ни в какую Варну, если бы Крым не был бы украинским. Если бы Хрущев не сделал этот подарок, если бы Крым так и оставался Россией, то, конечно бы, меня и близко в Болгарии не было. Тогда Украина была такой же непредсказуемой, как и Болгария. В любой момент украинцы могли бы завинтить те же самые гайки и отобрать любую недвижимость. А я все-таки за юридическую чистоту и, думаю, она тут будет. Со временем Крым все-таки перестроится на управление по-российски. Здесь будут работать все экономические структуры.
Я был на форуме по связям Крыма с Россией, и я знаю людей, которые этим занимаются. Я мониторю ситуацию. Почему я не сразу стал это делать? Потому что нужно какое-то время. Я выдержал два года. Это такой инкубационный период, который должен пройти после любых потрясений, катаклизмов и революций. Я просто подождал, пока все уляжется.
Я в 1991 году прыгал у Белого дома. Скакал и песни пел вместе с теми людьми, которые потом в 1993 году сидели в том же Белом доме, а по ним с моста стреляли из танков. Поэтому вот эти 2 года дают понять: каких своих детей съест революция. Поэтому немножко времени надо подождать.