Ни один народ не живет только в рамках своего государства. Причин тому много. Люди переселялись в соседние государства в поисках лучшей доли, бежали от религиозных гонений. В ходе многочисленных войн перекраивались границы, и победителей менее всего интересовало, какой народ живет на отторгаемых землях.
Поэтому и сегодня в любом государстве Европы можно найти районы, населенные не титульным населением. Во Франции – это Эльзас и Лотарингия, заселенные немцами, в Румынии – венгерская Трансильвания. Есть даже такой термин: разделенные народы. До объединения в 1990 году ГДР и ФРГ немцы считали себя самым многочисленным разделенным народом в Европе. С 1991 года самым многочисленным разделенным народом стал русский народ.
Бомбы замедленного действия
После 1991 года за пределами своей исторической родины остались около 30 млн. русских. Многие являются иммигрантами во втором-третьем поколении, а многие живут на своих территориях издавна. (Вот попробуйте объяснить потомку уральских казаков, что в Казахстане он не коренное население!) Часть из них вернулись в Россию. Многие остались. Сегодня по различным подсчетам русских в нерусских республиках до 20 млн. человек.
Представляют ли проживающие в национальных республиках русские опасность для государства? Теоретически да. Русских в республиках СНГ очень много. В Латвии, Эстонии, Казахстане, они составляют от 20 до 25 процентов. Причем эти проценты не размазаны равномерно по стране, а представляют собой плотно населенные анклавы в государствах. Даже в Молдавии, где русских около 10%, они живут в подавляющей своей части в Левобережье, до сих пор остающимся неподконтрольным Кишиневу.
История знает немало примеров, когда «защита прав соотечественников» становилась поводом для очередной войны. Не хочу, чтобы кто-то проводил аналогии, но в 1919 году многие европейские политики называли Версальский договор «прологом к новой войне», справедливо предполагая, что передача странам-победительницам огромных территорий с немецким населением в будущем приведет к новым вооруженным конфликтам.
Иллюстрацией, что вариант «восстания русских анклавов» возможен, может служить уже упоминавшееся Приднестровье. Можно с уверенностью на 90% сказать, что будь у ПМР хоть один метр общей границы с Россией, Молдавия уже давно лишилась бы этой территории.
Прибалтика еще не потеряла ни метра своей земли, однако открытое противопоставление правительств прибалтийских государств русскоязычному меньшинству нисколько не способствует внутренней политической стабилизации. Никто не сомневается, чью сторону примет русская диаспора в возможном противостоянии Россия-Прибалтика, Крым это ярко продемонстрировал.
А ведь креме Прибалтики есть Казахстан, Белоруссия, Киргизия – каждая постсоветская республика имеет русскоязычное население как наследие советского прошлого.
Решение проблемы: балтийский сценарий
После Второй мировой войны Польша получила области, населенные немцами, Чехословакии были возвращены немецкие Судеты. В течение нескольких послевоенных лет обе страны избавились от немецкого населения, насильно депортировав более 10 млн. человек. (Эта страница истории требует отдельного рассказа.) Не имея возможности открыто изгнать русских со своих территорий, правительства прибалтийских республик (и не только прибалтийских) проводят политику постепенного выдавливания русских из страны, создавая невыносимые условия для их жизни.
Одновременно Прибалтика вымаливает у НАТО новые базы на своих землях, которые вполне успешно могут быть использованы не только против внешнего, но и против внутреннего врага. (И не надо трясти Уставом НАТО - когда европейцев припекает, они запросто плюют на все уставы и на все международные законы.)
Но это не решает, а только усугубляет ситуацию. Ущемленное в своих правах нацменьшинство – это пятая колонна без оговорок. «Крымская весна» была бы невозможна, не будь Кремль уверен, что «зеленых человечков» население полуострова встретит цветами, а не автоматными очередями.
Вариант Лукашенко и Назарбаева
Но есть и другой путь. Вот Лукашенко абсолютно не переживает, что русские поднимут в республике бунт, хотя русских в Белоруссии не меньше, чем в той же Молдавии, и в отличие от Кишинева, Минск не имеет проблем с сепаратистами.
Показателен пример Казахстана. Не все там гладко, не все. Однако Назарбаев старается держать джина национализма в бутылке, прекрасно понимая, что вырвавшись на волю, тот разнесет все вокруг к чертям.
В действиях Назарбаева и Лукашенко просматривается одна общая черта: оба принимают реальность как данность, с которой необходимо считаться. Русские в республиках есть, и никуда они не денутся. За кордоном - Россия, и никогда там не будет Германии или Кореи. И как не хочется, но иного выхода кроме как сохранять с Россией добрососедские отношения, а внутри республик межнациональное равновесие – нет. Соседи России просто обречены на добрососедские отношения с великой страной.
Ну а если кто этого не понимает – пусть съездит на Украину на экскурсию и посмотрит, чем оборачивается альтернативная точка зрения...
Что касается самой России, то для нее русская диаспора в любом государстве должна стать не головной болью, а мощнейшим рычагом влияния. Нужна только самая малость – постоянно напоминать русским (и демонстрировать всем прочим), что у тех есть Родина, которая о своих соплеменниках помнит и никогда их не предаст. И это воздастся сторицею.
Klim Podkova