«Ельцин-центр» надо было построить только для того, чтобы Никита Михалков рассвирепел и устроил показательную порку… Нет, не первому президенту Российской Федерации и не эпохе 90-х годов.
Никита Сергеевич растоптал саму философию лукавого, лживого, политиканского, конъюнктурного раздербанивания русской истории. Причём растоптал без свойственной ему снисходительной иронии мэтра по отношению к нашалившему дошкольнику. Растоптал с ненавистью – с той самой, которая, по Высоцкому: «благородная ненависть наша рядом с любовью живёт».
Потому что уже слишком очевидно, что такого рода упражнения с нашей историей – это безответственное варварство на грани преступления против нашего будущего.
Да, конечно, мультик из «Ельцин-центра» – карикатурен. Настолько карикатурен, что у человека, мало-мальски знакомого со школьной программой и логическим мышлением, вызывает усмешку. Но он ведь, мультик этот, не взялся из ниоткуда. Он – крайняя форма выражения той самой философии раздербанивания, которую топчет Михалков.
Что это за философия, из чего состоит?
Это вырывание из отечественной истории любого – логического, научного, культурного – стержня.
Сведение отечественной истории к разрозненному и произвольному набору клипов.
Изъятие из истории фактов и знания – а то и вовсе замена их на прямую ложь.
И в этом бессмысленном и бессвязном хаосе осознание и осмысление легко подменяются искусственными идеологическими конструкциями, лозунгами и заклинаниями на любой вкус – «общечеловечинкой», «свободой и демократией», «слезинкой ребёнка», «коммунизмом» или разудалым «патриотизмом».
Вот что лучше:
- картинка уныния и беспросветности тысячелетнего русского бытия, бестолковости и кровавости тысячелетнего русского государства?
- или оголтелое скандирование «Россия, вперёд!» без малейшего представления, что такое Россия и, соответственно, «вперёд» – это откуда и куда?
«Они оба – хуже».
Результат раздербанивания истории, каким манером её ни раздербанивай, один и тот же: дробление общества, превращение его в хаотическую смесь меньшинственных сект и вовсе отдельных индивидуумов, оторванных друг от друга, от предков, от смысла существования. И от собственного будущего в конечном итоге.
И, повторяю снова: это не заблуждения и даже не клевета. Это – идеология. Вражеская идеология. Искажение цельного образа русской истории – это всего лишь один из её инструментов. Смотри, мол, гражданин России: у твоей страны такое жуткое прошлое, что её и предать-то не грех. Так предай. И не злобствуй, когда её грабят тёмные личности, назначенные «достойными». Тебе же лучше будет.
Причём «большой хапок» 90-х, обеспеченный именно этой идеологией, сам по себе случай частный и не фатальный. Как показывает путинская практика последнего 15-летия, порушенное хозяйство хотя бы частично можно восстановить. Это ж всего лишь материальные предметы, вопрос цены и терпения.
А вот восстановить порушенное сознание – куда сложнее, чем собрать «Армату». Собственно, «Армата» без адекватного национального сознания и не нужна вовсе – от греха подальше: уж мы-то на своём историческом опыте вполне предметно знаем, что такое «обезьяна с гранатой».
Вообще следует признать: увлечение «раздербаниванием истории на клипы» до недавнего времени было у нас всеобщим. Важно, что сейчас оно отступает — уступая место осознанию вредоносности подобной практики. Это знак того, что общественное сознание эволюционирует — или, что то же самое, приходит в себя.