«Агенты-невидимки» в метро вычисляют террористов по походке

_________________

  Фото: Иван Вислов


В аэропортах и метрополитене появилась служба безопасности, которая выявляет опасных пассажиров новыми методами

После взрывов в Париже и Брюсселе всем стало ясно - европейские спецслужбы фактически проморгали террористов. И многие тут же задались вопросом: а как обстоит дело с безопасностью в России? У нас ведь тоже были взрывы и в метро, и в аэропортах. Сделаны ли выводы?

Спецкор "Комсомолки" лично убедился, что по крайней мере в метро Москвы за безопасность взялись серьезно. Там появилась незаметная постороннему взгляду и неизвестная до сих пор широкой публике армия спецов, которая выявляет потенциальных террористов еще на подходе к подземке!

Где ваш черный пистолет?

С этой новой службой-невидимкой я столкнулся случайно. Возвращался из командировки с травматическим пистолетом. Легально оформленное оружие у меня было в кобуре на поясе, под пуховиком, вроде бы никому незаметное. На станции метро "Арбатская" мужчина в синей накидке вежливо поманил меня рукой.

- Где ваш пистолет, - спросил он абсолютно спокойно.

- Тут , - ответил я обескураженно, хлопая себя по поясу.

Достал разрешение на травматику, чтобы, тьфу-тьфу, не вышло недоразумения (боковым зрением заметил, как по сторонам уже выросли сотрудники полиции с оружием), а потом и сам пистолет.

- Патрона в патроннике нет , - вынул я обойму и показать патронник.

За это время мужчина в синем успел выписать данные моего разрешения на ствол. «Для отчета,» - успокоил он меня.

- А как вы заметили оружие? По сигналу с рамки?

- Нет, - усмехнулся он, это профессиональное. Я раньше в московском угрозыске работал, оружейную смазку за версту чую...

- А если серьезно?!

- Вы когда шагаете, руку чуть в сторону держите, чтобы рукав не терся. Если вы так годик с кобурой побегаете, потом даже без пистолета привычка останется.

- Выходит вы не на рамку смотрели, а на мою походку? И когда спрашивали где пистолет, даже не были уверены, есть ли он у меня?

- Чтобы было ясно, какие у вас намерения, и знать, как с вами себя вести.

- Вы сюда сами пришли служить?

- Нет, после увольнения из МВД предложили работу в отделе кадров. А мой сослуживец, например, работает в Домодедово.

- Спасибо за бдительность!

В бой идут отставники

Как я потом выяснил, в московскую подземку ежедневно спускаются на смену более 2000 сотрудников службы безопасности. Чаще всего это мужчина от 40 до 50 лет, которому надоело сидеть без дела на пенсии. А так рано на пенсию обычно выходят сотрудники силовых ведомств.

За их службой корреспондент "КП" понаблюдал на одной из станций Замоскворецкой линии. Кажется, что рядом с рамками никого нет. Двое сотрудников безопасности изредка выходят в вестибюль из какой-то двери. Заглянул за нее, якобы в поисках туалета. А за дверью - комната с мониторами - за ними бдит дежурный.

- Ему даже не надо выходить из комнаты, - пояснил один из инспекторов, которому пришлось сказать, что устраиваюсь работать на соседней ветке. - О срабатывании сигнала на рамке он сообщит по внутренней связи сотрудникам полиции. Все четко налажено, как в карауле. Тут иногда друг-другу информацию кивком головы передаем, или взглядом.

- А если террористов несколько?

- С платформы может прибежать наряд полиции. Да и куда тут скроешься? Внизу видеокамеры, в тоннелях и даже на путях датчики. Помните, недавно женщина упала на пути, и полицейский успел прибежать до прихода поезда? Вот вам и пример реагирования!

- А если подозреваемая женщина, как же вы собираетесь ее досматривать?

- На каждой станции есть сотрудница полиции, которая имеет право это делать в отдельной комнате.

- Голыми руками?

- Почему голыми? В одноразовых перчатках. Есть и ручные металлодетекторы. А сейчас еще нам выдали ручной газоанализатор. Он как пылесос. Направляешь в сторону человека, а датчики уже определяют: держал ли пассажир оружие, взрывчатку или наркотики. Чувствительная машина, дорогая - 1,5 миллиона рублей стоит. Сейчас нас учат ей пользоваться.

- Где?

- В Учебном центре метро на Варшавском шоссе.

Такие израильские вопросы

Об том, насколько серьезно проходит подготовка этой новой службы безопасности "Комсомолке" рассказал кандидат психологических наук Игорь Карпов, который обучает инспекторов метро и аэропортов.

- Учим обращаться с взрывчатыми веществами, знать как вести себя на путях в тоннелях, пользоваться всеми этими рамками, - объяснил мне психолог.

- А есть ли вообще от этих рамок толк?

- Вспомните, на вокзале в Волгограде шахидка взорвала себя как раз у рамок металлоискателей. А на рок-фестивале "Крылья" террористки, заметив серьезное усиление охраны, и взорвали себя у прямо у билетной кассы на Тушинский аэродром. А почему в августе 2004-го смертница хотела пройти на станцию метро "Рижская", но потом передумала...

- Увидела полицейских?

- Да, те дежурили на входе. Один из них заметил странную реакцию пассажирки, пошел за ней, стал задавать вопросы, которые вывели из себя шахидку. Она привела взрывчатку в действие у метро, а не в подземке, где в замкнутом пространстве погибших было бы значительно больше.

- Это благодаря все тем же вопросам?

- Именно! Я, например, уже давно преподаю сотрудникам ФСБ и полиции особую дисциплину «профайлинг». Это метод выявления опасного пассажира по его одежде и поведению. Причем — по возможности еще на подходе к метро, вокзалу. Сам «профайлинг» пришел к нам из Израиля, где благодаря ему резко снизили число терактов в аэропортах. У нас этому несколько лет назад начали обучать сотрудников аэропортов, а теперь — и метро. Скажу так: в московской подземке создано уже 17 классов, где ежедневно с сотрудниками безопасности идут занятия по «профайлингу».

Премия за пойманного бандита 500 рублей?

- Какие пассажиры вызывают подозрение у службы безопасности?

- К примеру те, что одеты не по погоде, похожи на разыскиваемых или имеют приметы, которые я не буду раскрывать.

- Ну хоть одну?

- У террористов в Бельгии была одна пара перчаток на двоих. Перчатка была только на левой руке, чтобы прятать под ней кнопку взрывателя. Если бы полицейские обратили бы на это внимание, они бы могли предотвратить взрывы.

- А у нас есть такие примеры?

- Был случай, когда сотрудник заметил, как двое мужчин перед входом в метро наклонились над сумками. У одного из них что-то выпирало на спине. Он сообщил об этом полицейскому. При проверке у пассажиров нашли пистолет, а в сумках взрывчатку. Сотрудник подземки получил премию - 500 рублей.

- Не густо за предотвращение теракта...

- Понимаю ваш сарказм, согласен.

- А можно заставить террориста отказаться от убийства?

- Это как с замком в двери. Вор почти всегда выбирает более типичный и простой замок. Задача полиции и спецслужб не сделать из метро концлагерь, а заставить террориста суетиться, делать ошибки, нервничать. Так одну террористку поймали прямо перед входом в метро. Она настолько была сосредоточена на взрыве, что так и не смогла правильно приложить билетик к турникету.

КОМПЕТЕНТНО

Находили у пассажиров даже гранатометы!

После рейда по метро корреспондент "КП" обратился за комментариями к начальнику службы безопасности Московского метрополитена Владимиру Муратову .

- Владимир Петрович, последние полгода в подземке стало меньше подозрительных граждан, перестали сообщать по громкоговорителям об опасности карманных краж...

- Прошлой осенью в метро задействовали интеллектуальную систему безопасности, на которую с 2010 года было потрачено более 7,5 миллиардов рублей.

- Результаты есть?

- В 2015 году в Московском метрополитене были досмотрены 16 602 061 человек, 8 792 716 единиц багажа, выявлено 31 227 опасных предметов, из них 80% – колюще-режущих. Благодаря бдительности наших специалистов у пассажиров метро удалось обнаружить гранатомет, пулемет, танковую мину. По фактам обнаружения этого огнестрельного оружия и взрывчатых веществ было возбуждено 8 уголовных дел.

- Ежедневно метро пользуется более 8 миллионов человек. Досматриваются ведь далеко не все?

- Нет необходимости - помогает техника. В 294 вестибюлях станций созданы досмотровые зоны. При входе работает аппаратура подавления радиолиний управления взрывными устройствами, стационарные досмотровые рентгеновские установки, есть портативные обнаружители паров и взрывчатых веществ, приборы для локализации и подавления энергии взрыва, стационарные рамочные металлодетекторы. Разрабатывается и апробируется система интеллектуального наблюдения.

- Заметно, что ваши сотрудники ведут себя подчеркнуто вежливо - учите их этому?

- Сотрудники службы безопасности получают знания по предметам "Культура обслуживания пассажиров" и "Профайлинг".

- А как москвичи относятся к этому «профайлингу»?

- Мы проводили исследование: жители Москвы чаще отвечают на вопросы инспекторов своими вопросами, и ведут себя раздражительно. А, например, пассажиры метро в Санкт-Петербурге более культурные и вежливые. Понимают, что все вопросы им задают для их же безопасности.

- У силовых ведомств огромные базы разыскиваемых преступников и террористов. Система безопасности метро поможет их искать?

- Сейчас в подземке порядка 5600 видео камер. К сожалению, среди них много устаревших - аналоговых. После их замены на цифровые, уже к концу года мы планируем довести их число до 10-12 тысяч, в строй будут введены автоматизированные системы безопасности. Современные камеры будут самостоятельно искать на станциях забытые пассажирами сумки, сообщать о подозрительном поведении пассажиров полицейским, выхватывать из толпы подозрительные фигуры, приближать и рассматривать лица пассажиров, сличать их с фото разыскиваемых лиц, подозреваемых в терроризме. Речь идет о том, система фактически будет встречать каждого пассажира у метро, проверять его по базам, осматривать его вещи, и уже перед турникетами давать службе безопасности и полиции четкие рекомендации. Моим подчиненным останется лишь задать подозрительному пассажиру несколько вопросов.

Александр Бойко @AlexBoykoKP

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.9 (всего голосов: 17).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА