Несколько дней подряд российские СМИ потешались над незадачливым президентом Украины Петром Порошенко. Из соображений безопасности американские власти ограничили количество присутствующих на его выступлении сегодня, 30 марта, на Капитолийском холме в Вашингтоне. Но разве в этом заключается проблема Украины и её президента?
Действительно за пару дней до выступления Порошенко в здании конгресса США стреляли. В таких случаях дополнительные меры безопасности предпринимаются во всех странах. Особенно тщательно охраняют лидеров иностранных государств. Ну, а тех, в чьих странах идёт гражданская война, опекают вдвойне. И это понятно и правильно.
Что важно на самом деле
Обсуждение такой второстепенной проблемы, как число слушателей Порошенко, заслонило действительно важные вопросы, связанные с этим визитом. Более того, украинская пропаганда легко развернёт ситуацию в пользу своего президента, заявив, что толпы американцев ехали со всей страны, чтобы услышать эпохальную речь украинского лидера, но стрелок-экстремист (надо ещё разобраться, кто его послал) лишил их этого удовольствия: американские спецслужбы ввели дополнительные меры защиты Порошенко от агентов ФСБ, МИ-6, ГРУ, ЦРУ и Моссад.
Чтобы реально оценить результативность данной поездки в США, нужно сосредоточиться на технических, протокольных и символических моментах, которые были известны заранее.
Во-первых, поездка Порошенко в США на самом деле не является визитом. Он прибыл на саммит по ядерной безопасности, который состоится 1 апреля.
Просто приехал чуть раньше, в надежде повстречаться с официальными лицами США, поговорить с ними о необходимости финансовой, политической и военной поддержки Украины, создать информационный повод для внутриукраинской пропаганды.
Во-вторых, несмотря на все усилия украинской дипломатии, Обама отказался встречаться с Порошенко, предоставив это «почётное право» Джозефу Байдену — своему вице-президенту, который и так практически осуществляет функции украинского «вице-короля». Он постоянно совершает инспекционные поездки в Киев, проводит публичные инструктажи украинской власти, собирая все её ветви и ответвления в зале Верховной рады.
В-третьих, пункт программы, обозначенный, как «выступление в конгрессе США» таит в себе изрядную долю лукавства, поскольку выступает Порошенко в центре для посетителей конгресса, в рамках форума «Продолжающаяся борьба Украины за свободу», который организован лоббистами по заказу украинских властей.
С тем же успехом мероприятие можно было бы провести в любом отеле или офисном центре с большим залом. Но, благодаря форме подачи, у неискушённого наблюдателя создаётся впечатление, что Порошенко вновь, как в 2014 году выступает перед конгрессом, что безусловно можно было бы трактовать, как серьёзный успех.
Фактически в ходе поездки Порошенко ждут только на одном международном мероприятии — саммите по ядерной безопасности. Более двадцати лет назад официальный Киев присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. Украина не располагает ядерными технологиями, даже сборки для реакторов АЭС закупает за рубежом. Страна представляет интерес для участников саммита только потому, что уже в ближайшее время может возникнуть необходимость взятия её атомных станций под международные контроль и охрану.
Встреча с Порошенко — самоубийство для политика?
Ни Обама, ни Керри, ни кандидаты в президенты с Порошенко встречаться не будут. Такая встреча — убийство рейтинга, а рейтинг — вещь святая. Тем более что в ноябре грядут президентские выборы, и борьба обещает быть нешуточной.
Встречаться с Порошенко придется Байдену. Нельзя же совсем проигнорировать украинских «партнёров» из-за которых США втянулись сами и втравили европейских партнёров в санкционную конфронтацию с Россией.
К тому же у сына вице-президента бизнес на Украине. И, наконец, должность у Джозефа Байдена очень удобная для таких встреч. Все его конституционные обязанности формальны и не дают возможности серьезно влиять или принимать какие-либо политические решения. Байден может лишь выслушать пожелания Порошенко и пообещать, что они будут доложены президенту.
Единственный запрос, с которым Порошенко отправился в США, является финансовым. В августе 2015 Запад (включая США, ЕС и МВФ) прекратил финансирование Украины. Своих денег у неё нет, а без денег ни одно государство выжить пока не смогло.
Порошенко прекрасно понимает, что никто не даст ему требуемую сумму в несколько миллиардов. А десяток-другой миллионов, на которые могут расщедриться, для Украины ничего не решают.
Поэтому украинский президент собирается просить США для начала о гарантиях украинских займов на 3 миллиарда долларов. Ради этого он отправил в отставку генпрокурора Шокина, чем ослабил свои внутриполитические позиции. Ради этого же он судорожно пытается слепить коалицию под своего ставленника Гройсмана, чтобы выполнить требование США о сохранении внутриполитической стабильности в случае отставки премьера Яценюка.
Но гарантии получить будет практически нереально. И вовсе не потому, что, уволив Шокина, Порошенко параллельно нанёс удар по команде Саакашвили. (Последним своим приказом Шокин выгнал из прокуратуры ставленника грузинской фракции в украинской политике Сакварелидзе).
Просто Украина находится в состоянии не признанного ею, но от этого не менее реального дефолта. В Лондоне идёт процесс, который Киев обречён проиграть — российский Минфин подал в феврале иск к Украине в Высокий суд Лондона. Киев обвиняется в невыплате кредита в 3 млрд долларов.
Давать деньги Украине нельзя — американские избиратели спросят, почему власти финансируют банкрота? Если же выдать банкроту гарантии, деньги ему обязательно кто-то даст, но, как только Украина проиграет процесс, этот кто-то потребует вернуть долг. Киев откажется — и платить придётся США. Не исключено, что накануне выборов.
Поэтому, единственное приятное событие, которое может ожидать Порошенко в его американском турне, — это культурная программа (кроме встречи с диаспорой, разумеется).