Границы в Европе будут меняться, и это, похоже, ни для кого уже не секрет. И в зоне риска находятся в первую очередь неприсоединившиеся государства — те, кто не попал ни в Европейский, ни в Евразийский проекты.
В Восточной Европе в зоне риска находятся Украина и Молдавия. Причём обе попадают под определение «failed state» - несостоявшихся государств. Важно отметить, что и Украина, и Молдавия прирасли территориями по пакту Молотова-Риббентропа. И именно эти земли являются территорией возможного конфликта.
Мы уже наблюдаем за тем, как радикализуются настроения в государствах, потерявших от пакта. В качестве главных пострадавших выступают Польша и Румыния (первая непосредственно понесла территориальные потери от Пакта, вторая – от его последствий в виде передела границ государств-лимитрофов); на втором плане «маячит» Венгрия и, возможно, Словакия («уступившие» часть территорий уже по итогам Второй Мировой).
Официальная идеология Румынии — унионизм, ставящий своей целью объединение румынского народа, который, согласно этой концепции, живёт и в Румынии, и в Молдавии, и на Украине. То есть в румынском случае мы имеем дело с политической ширмой для пересмотра пакта Молотова-Риббентропа.
В Венгрии правящая правая коалиция во главе с премьер-министром Орбаном с 2004 года вынашивает планы по пересмотру границ в Центральной Европе в связи с тем, что сотни тысяч венгров проживают за пределами современной Венгрии.
С пострадавшими от пакта - желающими изменить ход истории, вернуть/расширить свои территории -- все более-менее понятно. А вот что происходит сегодня с теми, кто может пострадать в ходе пересмотра границ?
Литва, получившая от Польши т.н. «Виленский/Вильнюсский край». Трения вокруг польского меньшинства в Литве существуют, но пребывание обоих государств в составе Евросоюза гарантирует (пока!) невозможность эскалации конфликта.
Белоруссия, «присоединившая» т. н. Западную Белоруссию. В данном случае реальной гарантией нерушимости западных белорусских границ выступает Российская Федерация, с которой Белоруссия состоит в Союзном государстве. К конфликту с Россией Польша готова вряд ли.
И если Литва и Белоруссия прикрыты Евросоюзом и Россией, то Молдавия и Украина, болтающиеся между интеграционными объединениями, находятся в зоне прямого риска.
Молдавия целиком получила государственность от предвоенной перекройки границ Восточной Европы.
В условиях деградации государственных институтов и некомпетентности национальной элиты результатом отказа Кишинёва от протектората России стала всё возрастающая угроза поглощения страны Румынией. При этом Запад явно снисходительно относится как к «румыноунионистской» политике Бухареста, так и к одиозным историческим эскападам румынских лидеров. Так, например, президент Траян Бэсэску заявил, что он тоже бы на месте Антонеску (румынского диктатора конца 30-х – начала 40-х годов) совместно с Германией послал бы в 1941-м войска против СССР; это было сказано в контексте несправедливости для Румынии последствий Пакта. То есть Румыния на Молдавском направлении уже не скрывает своих целей по пересмотру пакта.
Украина отличается от Молдавии лишь тем, что здесь не было гражданской войны в ходе крушения советских границ, а внутренний раскол явно наблюдается только в период выборов. На Украине, к счастью, пока нет своего Приднестровья, а политика Польши не так агрессивна, как политика Румынии. В отношении Украины пока что проводится политика «soft power».
Но ведётся она в нескольких направлениях.
Так, Польша, Румыния и Венгрия через законы о гражданстве либо статус зарубежного соотечественника вовлекают жителей приграничных районов Украины в свою орбиту. При этом правила постоянно упрощаются. Например, румыны отказались от этнического признака: на румынский паспорт имеют право все граждане Украины, кто на 1 февраля 1940 года проживал на территориях Румынии, отошедших к Советскому Союзу, а также их дети и внуки. Таких паспортов в Черновицкой области и Бессарабии роздано уже более 100 тысяч. Около 400 тысяч жителей Галиции обзавелись «картой поляка». Но точных цифр, конечно, не знает никто.
По факту на Украине происходит то же самое, что и в Молдавии 10-15 лет назад.
Изначально объединительные процессы в Европе (начавшиеся с «Соглашения угля и стали» 1951 года) проходили под знаком «преодоления раскола Европы, порожденного Второй мировой войной».
Но вступление в Евросоюз стран Восточной Европы в 2004 году проходило уже в идеологических рамках «преодоления послевоенного раскола Европы». Подтверждением чего стало установление 23 августа (дата подписания Пакта Молотова – Риббентропа) в Европе т.н. «Дня памяти жертв нацизма и сталинизма».
Как работает технология пересмотра пакта под видом евроинтеграции? Мануэль Баррозу, находясь в Кишинёве 29 ноября 2012 года, заявил, что ЕС не против мирного развода между Молдавией и Приднестровьем и он «не увязывает напрямую данную проблему с перспективой европейской интеграции страны». Т.е. руководитель ЕС считает вполне возможной евроинтеграцию Молдавии без Приднестровья. Что в переводе с дипломатического языка означает готовность Европы присоединять территории частями.
Т.е. сегодня можно говорить о том, что речь идёт о возможности включения в ЕС большей части государства. Но ведь важен прецедент, и ЕС будет вполне последователен, если в дальнейшем начнет практиковать евроинтеграцию частей сепаратистских регионов.
Пересмотр границ в Восточной и Центральной Европе неизбежен. Единственный шанс не пострадать в его ходе — быть частью военно-политического союза (как показывает опыт Литвы и Белоруссии)
Молдавия и Украина, похоже, станут жертвами пересмотра пакта Молотова-Риббентропа. И если с Молдавией в её нынешнем виде можно будет попрощаться, то у Украины ещё есть шанс.
Формула сохранения Украины проста: идти на Восток, чтобы сохранить свой Запад.
Как мрачно иронизируют в подобных случаях, «казалось бы, причем здесь Украина?» Автор не зря поставил Украину – главного территориального «бенефициара» пакта Молотова – Риббентропа -- в конец списка, на 4-е место. Перед глазами – три примера. Осталось добавить вводные.
Вхождения Украины в ЕС, как уже говорилось выше, ожидать не следует в течение ближайших 20 лет (т.е. в нынешних политических реалиях – никогда!). На основании всего вышеизложенного не должна показаться сложной следующая задачка в один ход на геополитической шахматной доске: при каком направлении интеграции Украина может получить реальные гарантии неприкосновенности своих западных границ?