Исследование, проведенное 25 лет назад, утверждало, что в странах Запада люди предпочитают независимость, а в прочих культурах индивид — прежде всего часть общества.
Эту теорию часто критиковали за то, что она слишком прямолинейно делит мир пополам. К тому же, исследования, на которых она основывалась, затронули слишком мало стран, чтобы можно было делать выводы обо всем мире.
Трудно определять культурные различия в глобальном масштабе, но большая группа ученых все же попыталась это сделать.
73 ученых из 35 стран собрались, чтобы выяснить, как жители разных регионов Земли представляют себе свое место в обществе, и как выглядят их отношения с окружающими.
Нужна более полная картина
Ученые начали с того, что разработали модель, представляющую семь различных способов отношения к индивиду и взаимной адаптации.
Последующее изучение этих вопросов в 33 странах показало, что культурные различия совершенно не совпадают со старым принципом дихотомии.
Оказалось, что мир гораздо сложнее, чем схема «Запад против всех».
«Пора попытаться создать более полную картину», — считает профессор Ян Кетиль Арнульф (Jan Ketil Arnulf), специалист в области организационной психологии в норвежской Высшей школе бизнеса.
Упрощенный образ мира
По словам Арнульфа, многие ученые в его области продолжают ссылаться на исходные модели, хотя большинство признает, что они сильно упрощают представление о мире.
Сам он изучал бизнес в Китае и обнаружил, что китайцы совсем не так сильно привержены коллективизму, как многие думают.
«Они очень настроены на конкуренцию, в то время как в Норвегии преобладает культура добровольчества», — отмечает Арнульф.
Китайские работники редко бросают открытый вызов своему руководителю, однако могут подрывать его доверие.
«Они крайне редко спорят с руководством, однако маневрируют всеми возможными способами», — рассказывает профессор.
Ученые из Университета Осло также оспорили представление о Китае как более коллективной модели общества, чем в Норвегии.
10 тысяч ответов
Международная группа разослала анкеты 10 тысячам участников исследования из более 50 культурных групп во всех частях света — Европе, Северной Америке, Латинской Америке, Субсахарской Африке, Азии, на Ближнем Востоке.
Также ученые позаботились о том, чтобы не все отвечающие были представителями страны, в которой проводится опрос.
Норвегия вместе с остальными странами Западной Европы и США попала в «западную» группу.
Ян Кетиль Арнульф считает, что это качественное исследование, и хорошо, что в опросах поучаствовало такое большое количество респондентов.
Сомнительно, что результаты касаются всех
Однако Арнульф сомневается, что результаты этого и других подобных исследований действительно охватывают все культурные различия.
«Часто есть большая разница между тем, как мы себя характеризуем, и тем, как ведем себя при встрече с другими людьми, — говорит он. И продолжает, — На самом деле, я не думаю, что новый метод сделает нас намного умнее. Он никак не затрагивает практические проблемы, которые возникают в ходе общения между людьми».
«Я — уникальная личность»
Участникам исследования предлагалось выразить отношение к таким высказываниям, как, например, «я — уникальная личность» и «мое счастье во многом зависит от счастья окружающих».
Они отвечали, насколько узнавали себя в описаниях.
Ученые выяснили, что старая теория частично соответствует действительности. Люди западного мира в большей степени чувствуют себя уникальными и сильнее озабочены способами самовыражения.
Но они могут чувствовать не меньшую ответственность за других людей, чем жители остальных регионов.
Исландцы не вписались
Вариативность между разными регионами не больше, чем разница между Западом и Востоком. При этом могут иметься и большие различия внутри одного и того же региона, что усложняет проведение разделительных линий по культурному или религиозному признаку.
Например, испанцы, итальянцы и исландцы не вписываются в категорию западных стран, поскольку гораздо менее остальных склонны к индивидуализму.
Многие, как, например, Норвежское центральное статистическое бюро, критикуют само понятие «западные страны».
Независимость или связь с обществом
Ученые охотно развивают теорию культурных различий, но считают, что простое разделение мира на две части — это ошибочное упрощение.
Представители разных культур выделяют различные модели независимости и связи с обществом. Это может зависеть от экономического развития страны или господствующей конфессии.
Кроме того, нет никакого противоречия в том, чтобы в одних областях быть индивидуалистом, а в других ориентироваться на позицию общества.
Региональные различия
По данным исследования, самым независимым народом оказались латиноамериканцы. Они всегда ставят личные интересы во главу угла и уверены, что важно иметь возможность для самовыражения.
Жители Ближнего Востока одновременно и самостоятельны, и сохраняют тесные связи друг с другом.
Представители Юго-восточной Азии более зависимы друг от друга, они ясно чувствуют свой долг перед обществом.
Африканцы считают, что важно думать о собственном благе. В странах к югу от Сахары многие люди очень бедны и, по словам ученых, опровергают романтизированный миф о том, что бедность рождает солидарность. Каждодневные трудности заставляют людей в первую очередь заботиться о себе, но при этом выживание каждого зависит и от окружающих, что всегда подчеркивали африканские участники опросов.
Практическое использование результатов?
Однако ученые предупреждают, что их модель не следует использовать для категоризации мира. Реальность слишком разнообразна.
Международная группа исследователей полагает, что их работа может помочь тем, кто имеет дело с представителями различных культур. Правда, профессор Ян Кетиль Арнульф в этом не уверен.
«Когда человека посылают в другую страну, чтобы возглавить предприятие, вряд ли получится использовать эти данные, чтобы составить план действий. Что означают эти различия, которые обнаружили ученые?»
Различия в восприятии искажают картину
«Кроме того, участники исследования могут по-разному представлять себе, что такое индивидуализм и что такое сотрудничество. Я хочу сказать, что с помощью таких опросов очень трудно определить культурные различия, — считает Ян Кетиль Арнульф. И добавляет, — Например, проблемой может оказаться расширение прав и свобод. Китайские работники привыкли молчать, если их не спрашивают. Однако они могут чувствовать себя вправе высказаться, если нашли решение сложной ситуации, хотя и действуют по приказу руководства. А норвежец может решить, что это неуместно, если ему не давали разрешения действовать самостоятельно».