Известный писатель Захар Прилепин прокомментировал свежее выступление Ксении Собчак со страниц «одного снобского журнала».
Ксения Анатольевна сочинила для одного снобского журнала колонку.
К вечеру ее прочитает двести тысяч человек, а за неделю — пятьсот тысяч. И всю обложат бесчисленными лайками.
За что я люблю Ксению Анатольевну — так это за честность.
Перед нами совершенно бескомпромиссный, в чем-то даже блистательный социал-дарвинизм, на грани бытового буржуазного нацизма: непрестанные «плебс», «шариковы», «шариковы», «плебс», «залдостанов-вика-цыганова», в общем, 86% падали помойной — а с другой стороны прекрасный Акунин, прекрасный Звягинцев, прекрасный Макаревич, и вообще — прекрасные люди.
Путин, прямым текстом пишет Собчак, плохой стратег, потому что поставил на «плебс», а прекрасных людей обидел.
Письмо это адресовано, конечно же, не нам с вами. Это письмо ему, верховному.
Смысл письма прост и прозрачен: «Не уверены, что мы тебя простим, Владимир Владимирович, но все-таки советуем тебе вернуться к лучшим людям страны. Иначе этот хаос поглотит все! И тебя лично, кремлевский путаник».
Ксения Анатольевна — молодец и на удивление хороший манипулятор.
Я не знаю, насколько она сама всерьез верит в то, что произносит, меня куда сильней забавляет, насколько искренне верят ее обожатели представленной ей дихотомии между «плебсом» и «прекрасными людьми».
Это же одноходовочка для самых глупых. С тем же успехом могу сделать то же самое, и даже не поморщиться.
Делается это примерно вот так.
«С одной стороны, художник Павленский с раздробленной мошонкой, не отличающиеся переизбытком интеллекта девушки из „Пусси Райт“, вечный коллективный Шендерович и ваш перманентный гей-парад, переползающий из московских кафе в московские театры, а с другой — дерзость Эдуарда Лимонова, песни Саши Скляра, поэзия Юрия Кублановского, книги Алексея Варламова, Павла Крусанова и Евгения Водолазкина, ясность Эдуарда Боякова, вдумчивая позиция Юрия Быкова и…» — не стану продолжать, там длинный список.
Действует? Ну, отчего бы и нет. Все это, как минимум, не менее действенно, чем расклады Собчак.
Отличие наше с Ксенией Анатольевной одно.
Я-то как раз считаю, что это манипуляция, и объявлять одних «плебсом», а себя — «элитой», перечислять беспроигрышные (и очень разные, зачастую не сочетаемые друг с другом) имена подряд могут только люди с дурным вкусом.
И уж тем более не стоит, в бесчисленный раз с 1991 года, размахивать тут фамилией Шарикова.
На всякого Шарикова, друзья мои, в той же книжке есть свой Швондер.
Но вот тут наша прогрессивная интеллигенция сразу отказывается что-либо понимать.
«Что? Швондер? При чем тут Швондер?»
Швондер при том, что в его роли, милый друг, ты сам периодически выступаешь. Ты, ты, не смотри по сторонам. Иди на себя в зеркало посмотри. Узнал?
Нет никаких сомнений, что Михаилу Афанасьевичу Булгакову не пришлись бы по вкусу ни Залдостанов, ни Вика Цыганова (хотя кто его знает, может, с пьяных глаз на белогвардейщинку и купился бы).
Но всерьез верить, что Булгакову нравились бы бесноватые радетели Майдана, ваши сентиментальные песенки, ваши глянцевые журнальчики, самый вид ваших «граждан поэтов», — это ж надо рехнуться, Ксения Анатольевна.
Рехнуться надо, вам говорю.
Трезвей надо к себе относиться.
Булгаков ненавидел бы нас, равно как и вас.
Но вот от Крыма бы не отказался точно. Да и от Киева тоже.
Так что оставьте Булгакова в покое. Пользуйтесь тем, что имеете: песни Макаревича, Фандорин, «Левиафан». «Дом-2» наконец. Тоже товар, кстати.