Самое известное из писем русского царя Ивана Грозного — это письмо к английской королеве Елизавете I Тюдор (1570):
Мы думали, что ты в своем государстве государыня и сама владеешь и заботишься о своей государевой чести и выгодах для государства, — поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры. Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица…
Но наиболее прикольна там концовка:
И раз так, то мы те дела отставим в сторону. Пусть те мужики, которые пренебрегли нашими государскими головами и государской честью и выгодами для страны, а заботятся о торговых делах, посмотрят, как они будут торговать! А Московское государство пока и без английских товаров не бедно было. А торговую грамоту, которую мы к тебе послали, ты прислала бы к нам. Даже если ты и не пришлешь эту грамоту, мы все равно по ней ничего делать не будем. Да и все наши грамоты, которые до сего дня мы давали о торговых делах, мы отныне за грамоты не считаем.
Такая вот предыстория санкций-антисанкций. «Московское государство пока и без английских товаров не бедно было«. Как говорится, засуньте себе ваши пармезаны… Хе-хе. А ведь кто-то думает, будто «холодная война» и «санкции» это для России что-то новенькое. Наивные.