Объявляя себя сторонником Евросоюза, президент Александр Лукашенко не сказал ничего нового. Если проанализировать белорусскую внешнюю политику последних трех лет, начиная с украинского кризиса, мы увидим, что Минск последовательно проводит линию на сближение с Западом, оставаясь при этом членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и ОДКБ.
На первый взгляд, в этом нет ничего предосудительного: республика вправе искать альтернативные источники кредитных средств для развития собственной экономики. Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что Белоруссия воспользовалась благоприятной внешнеполитической конъюнктурой, проще говоря, подыграла Западу для усиления переговорных позиций в торговых спорах с Россией.
Глава МИД Белоруссии Владимир Макей и заместитель помощника министра обороны США Майкл Карпентер. Нью-Йорк, сентябрь 2016 года. Фото пресс-службы МИД Белоруссии.
Следует напомнить, что в результате конфликта на Украине Минск не только стал площадкой для переговоров в нормандском формате, но и всячески демонстрировал «гибкость» в отношении нового украинского руководства. Сначала Лукашенко публично пообещал Петру Порошенко любую необходимую помощь, а недавно и вовсе заявил, что «братская Украина воюет за свою независимость». Кроме того, Белоруссия официально так и не признала российскую юрисдикцию над Крымом.
Еще одним позитивным сигналом Западу можно считать результаты парламентских выборов в Белоруссии, состоявшихся 11 сентября 2016 года. По итогам голосования впервые за 12 лет депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь стали сразу две представительницы белорусской оппозиции. Впрочем, их роль в белорусском парламенте весьма декоративна и призвана, скорее, показать наличие в стране демократических преобразований.
Однако наиболее убедительным доказательством сближения Белоруссии с Западом стала активизация сотрудничества в военной сфере. В частности, с 28 по 30 марта 2016 года в Минске с официальным визитом находился заместитель помощника министра обороны США Майкл Карпентер, итогом переговоров стало решение об обмене военными атташе по совместительству. В сентябре стало известно о встрече Карпентера с министром иностранных дел Белоруссии Владимиром Макеем на полях саммита Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Стороны еще раз обсудили вопросы организации взаимодействия Белоруссии с США в военной сфере, а также налаживание прямого диалога между военными ведомствами двух стран в условиях «нарастания напряженности в восточноевропейском регионе».
Месяц спустя, 21 октября 2016 г. в Вашингтоне были приняты Совместное заявление о сотрудничестве между министерствами обороны Белоруссии и США и План двустороннего военного сотрудничества на 2017 год. При этом содержание самих документов засекречено. Стоит ли говорить, что подобная позиция ближайшего союзника не может не раздражать Москву?
По замыслу белорусского руководства, активизация политического диалога с Западом, а, вернее, его демонстрация Москве, должна была склонить российскую сторону к уступкам на переговорах. Минск настолько был уверен в эффективности своей стратегии, что в одностороннем порядке пересчитал цены на российский газ, причем уже после того, как контракты были заключены. Отсюда и растущий государственный долг республики перед Россией.
В качестве еще одного инструмента политического давления на Москву в Минске рассматривают свое участие в ЕАЭС. В частности, решение Лукашенко пропустить заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 26 декабря 2016 г. в Санкт-Петербурге отнюдь не случайно совпало с похолоданием российско-белорусских отношений. Тем самым глава республики дал понять, что без учета своих интересов в экономических спорах с Москвой не станет подписывать не только заранее согласованный проект нового Таможенного кодекса ЕАЭС, но и утверждать регламент работы объединения в текущем году, включая вопросы финансирования (согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, проект бюджета утверждается всеми членами ВЕЭС). Кроме того, Минск временно отозвал двух членов Коллегии (министров) Евразийской экономической комиссии Корешкова и Сидорского, фактически парализовав работу Евразийской экономической комиссии как регулирующего органа ЕАЭС.
Однако на этот раз Москва не пошла на уступки. Более того, Россия в качестве ответной меры пересмотрела объемы поставок в республику российской нефти. И это стало уже по-настоящему ощутимым ударом по белорусской экономике. Дело в том, что за счет переработки нефти, которая поступает сверх необходимых для внутреннего потребления объемов, Белоруссия обслуживает свои внешние долги. Поэтому в складывающихся условиях Минску оказалось попросту нечем платить по счетам.
Другими словами, Россия не поддалась на шантаж Белоруссии. Именно этим, на мой взгляд, и объясняется отсутствие контактов между лидерами стран, и связанные с этим громкие заявления Лукашенко, который продолжает демонстрировать свою лояльность Евросоюзу. Минск оказался в своего рода «имиджевом тупике». Старые отработанные приемы по торгу с Москвой уже не работают, но и идти на попятную в принципиальном лично для Лукашенко споре с российским руководством тоже нельзя.
Ситуацию осложняет тот факт, что абсолютное большинство белорусов продолжают выступать за развитие отношений с Россией. При этом часть белорусской элиты, вероятно, пытается убедить белорусского лидера в обратном. В ход идут доклады так называемых аналитических центров, задача которых путем банальной подтасовки фактов обосновать, что от России исходит угроза суверенитету и независимости Белоруссии. В частности, в планировании совместных военных учений «Запад-2017», которые должны состояться на территории Белоруссии, заказные «аналитики» увидели подготовку к военной агрессии России. А в акциях протеста местного населения против налога за тунеядство те же деятели разглядели инспирированную Кремлем спецоперацию по смене действующего режима.
Можно по-разному относиться к подобному творчеству, но судя по тому, как часто Лукашенко стал упоминать об угрозе суверенитету и независимости страны, стоит сделать вывод, что такие структуры, как, например, находящийся в Минске «Центр стратегических и внешнеполитических исследований» своей цели отчасти добились. Но прогнозами они явно ограничиваться не собираются. Следующий этап — проверка белорусских чиновников и представителей спецслужб на лояльность Кремлю, о чем достаточно прямо говорится в последнем закрытом докладе центра.
Можно с уверенностью сказать, что продукты «интеллектуального творчества» подобных учреждений используются во внутриаппаратной борьбе в окружении Лукашенко с целью усилить влияние на президента сторонников прозападного курса, к которым, в частности, принято относить министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея. Но это, как говорится, уже совсем другая история.