В конце марта 2017 года, не поднимая много брызг, в заполярный российский порт Сабетта зашел под панамским флагом огромный газовоз класса Yamalmax «Кристоф де Маржери». И хотя зашел он тихо, но шума поднял много…
Каждый раз, когда речь заходит об очередном прорыве России в области добычи полезных ископаемых, находится масса деятелей, которые тоном, не терпящим возражений, начинают рассказывать об отсталости, о «стране-бензоколонке», сокрушаясь при этом, мол, сколько можно разворовывать природные богатства, которые должны быть оставлены потомкам. Вот о богатствах-то мы и поговорим. Чтобы раз и навсегда расставить точки над «і».
Страна-бензоколонка
Мы не будем говорить ни о Саудовской Аравии, ни о Кувейте, ни о других известных читателям «странах–бензоколонках». Они, будучи довольно богатыми государствами, тем не менее никогда не станут России ровней, а значит и объектом для сравнения с ней. Их богатства принадлежат им только по воле случая. Не ими они были открыты и не они начали их добывать. А если бы во второй половине ХХ века не возникло жесткое противостояние между СССР и США, то пасли бы местные шейхи до сих пор своих верблюдов, радуясь подачкам с барского вашингтонского или лондонского столов.
После Второй Мировой войны Запад контролировал 99% всей нефтедобычи арабских стран. С каждого барреля, например, при цене в 14$, шейхи получали всего 0,9$. Все остальное принадлежало не им.
Сегодня мы поговорим о тех странах, которые были, или до сих пор являются мировыми лидерами. Их экономика, по мнению экспертов, эталон для подражания. Она конкурентоспособна и ее не грех копировать остальным. А между тем, они как никто лучше в свое время подходили под нынешний термин «страна–бензоколонка» — так называют государство, которое живет за счет экспорта энергетических полезных ископаемых и на этом основан ее локальный или глобальный политический вес. По всей видимости, это определение было придумано исключительно для России. Но чем плохо получать доход от стратегически важного ресурса, позволяющего не только наполнять свой бюджет, но и контролировать многие направления мировой политики. Ведь не гнушаются этим даже сегодня США? Более того, их стратегия развития добычи сланцевых нефти и газа говорит о том, что они не против вернуть себе статус «страны–бензоколонки». Да, да, именно вернуть.
Британия, США, СССР
Первой «страной-бензоколонкой» в современном понимании была Британская империя. Не сукно и не прочие товары английских мануфактур стали основными источниками ее могущества. Главным экспортным товаром, дававшим британской промышленности и военному флоту огромные преимущества, был качественный кардифский уголь, ставший на протяжении всего XIX и в начале ХХ веков основным экспортируемым товаром.
В начале второй половины XIX века Британские острова давали до ¾ всей мировой добычи угля. На кардифском угле начиналась промышленная революция в Германии, его экспортировали все европейские страны. А еще он развозился по всему миру. Британские угольные склады и пароходные компании связали мир теми ниточками, которые сейчас называют горизонтальными связями глобального мира. Фактически уголь и стал основой создания Pax Britannica.
Уже потом, несколько десятилетий спустя, когда были открыты огромные угольные месторождения в Руре, Германия смогла избавиться от британских энергетических оков и даже бросить вызов вековой владычице морей. В то время любая из стран не могла вести успешную независимую политику до тех пор, пока ей не удавалось отвязать себя от Британии. От этого стратегически важного британского стратегического ресурса. В России был открыт Донбасс, Франция освоила залежи на северо-западе страны….
Развитие капитализма, а главное, создание отечественной сырьевой базы, во многом превратили столкновение европейских держав летом 1914 года в полномасштабную мировую бойню, длившуюся четыре года. Изначально все думали, что длительная война в текущих условиях невозможна, но просчитались. Сама война стала «перчаткой», брошенной США Европе. В результате двух сокрушительных мировых войн (Первой и Второй) Британия была смещена с трона «страны-бензоколонки», на который бесцеремонно влез новый гегемон.
К этому времени за океаном сформировалась энергетическая основа будущей мировой державы – США. Были открыты уголь, сделавший американских капиталистов независимыми и огромные залежи нефти, что позволило США получить конкурентные преимущества перед конкурентами и построить свой Pax Americana. Еще на рубеже веков мировой рынок нефти был разделен между Россией (53%) и США (43%). Две мировые войны и развитие технологий нефтедобычи и нефтепереработки позволили Вашингтону скинуть Лондон с мирового трона и существенно затормозить развитие России. Затормозить, но не уничтожить…
Именно нефть стала главным двигателем американского роста. В перерыве между двумя мировыми войнами США не только добывали ее в объеме около 2/3 мирового производства, но и фактически контролировали поставки во многие страны. Та же Япония вынуждена была нанести удар по Перл-Харбору из-за введенной против нее американской нефтяной блокады. И не случайно первым мировым миллиардером был нефтяной король Джон Рокфеллер. И вообще мир нефти это и есть Pax Americana…
Нефтяная лихорадка покатилась по всему миру. Капиталисты всех стран искали ее, как до них авантюристы всего мира искали золото. Нефть так и окрестили — «черное золото». Во многих странах, где ее находили, начиналась череда переворотов и войн, и, в конце концов, те становились либо колониями, либо полуколониями мировых политических игроков.
Война в капиталистическом мире всегда шла за ресурсы. Те, у кого они были самыми дешевыми и в изобилии, мог не только диктовать свою волю другим, но и иметь большую норму прибыли по отношению к конкурентам.
Кстати именно благодаря освоению природных ресурсов страны поднялся из руин и Советский Союз. Без надежного сырьевого фундамента в условиях фактически блокады Запада была бы невозможной индустриализация и сталинский большой рывок. А еще сырье всегда было источником инвестиций, главное, чтобы основная часть доходов не уходила «налево».
Углеводороды как источник политической силы
Итак, мы разобрались, кто и как становился промышленно развитой страной в XIX – начале ХХ веков. Именно «страны-бензоколонки» попеременно контролировали глобальный мир. Лишь во второй половине прошлого века было холодное столкновение двух таких стран, окончившееся поражением одной из них.
Может что-то изменилось сегодня? Почти ничего. При всем уважении к Германии и Японии, построившими у себя современную экономику, они никогда не смогут стать супердержавами. Сырьевая зависимость и невозможность контроля путей доставки сырья, всегда ставили и будут ставить их в подчиненное положение к «странам-бензоколонкам», особенно тем, которые могут позволить себе выстроить мощные армию и флот (сегодня США, а в будущем возможно и России). Пример стагнации экономики Японии, длящийся с начала 1990-х (то есть тогда, когда Токио посмел бросить вызов Вашингтону) и нынешние проблемы Евросоюза, длящиеся уже двадцать лет лишнее тому подтверждение.
А еще есть другие примеры. Великобритания, открыв в Северном море огромные запасы углеводородов, как-то не очень смущалась, добывая эти богатства и тем самым увеличивая свое благосостояние. Как и Нидерланды. А пример Норвегии вообще хрестоматийный. Довольно бедная страна Северной Европы благодаря углеводородам стала одной из самых богатых. И не стесняется этого. И замечу, никто в мире не называет ее «страной-бензоколонкой».
Для полноты картины надо упомянуть такие «страны-бензоколонки», как Канада и Австралия (тут не в буквальном смысле, а в смысле того, что ее экономика полностью строится на добыче полезных ископаемых).
А еще надо вспомнить, что Китай, который сегодня все ставят в пример (даже российские либералы, когда им это выгодно), добывает почти половину всего угля в мире и с удовольствием добывал бы столько же нефти, но не может, а потому просто заключил стратегическое оглашение с Россией. И это лучший пример того, что для России ее углеводородные богатства стали и источником политической силы. Она не отдала свои богатства, как Саудовская Аравия а использовала для достижения геополитических целей, а заодно и для ускоренного развития восточных регионов страны. И не только в сырьевых отраслях.
Достаточно упомянуть только новый судостроительный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке, который очень скоро выведет Россию в мировые лидеры в области кораблестроения. И это только один из примеров.
Вперед, в будущее
Еще никогда ни одна страна мира добровольно не отказывалась от разработки полезных ископаемых на своей или контролируемой ею территории. Наоборот, за обладание ими на протяжении десятилетий шли ожесточенные войны с десятками миллионов жертв. Нет такого преступления в мире, которого бы не совершили ради обладания ресурсами.
А еще освоение ресурсных богатства становятся толчком для развития новых технологий. Так было в США, в Европе и так есть сегодня в России.
Источник материала
Материал: Юрий Подоляка