Похоже, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер вознамерился примерно наказать Великобританию за выход из Евросоюза. Не из чувства мести, разумеется, из сугубо прагматичных соображений — чтобы другим странам было неповадно идти по стопам отступницы.
В субботу евролидеры согласовали ультиматум, который предстоит принять или отвергнуть Терезе Мэй, премьер-министру Великобритании. Требований выдвигается много, однако на общем фоне выделяются два суровейших пункта: заплатить Евросоюзу 40-60 млрд евро «компенсации» и взять на пожизненное содержание всех находящихся на территории Британии беженцев и мигрантов.
Слово «компенсация» я взял в кавычки не случайно — правильнее было бы, пожалуй, употребить слово «контрибуция», платёж, налагаемый на проигравшее государство в пользу победителей. Разумеется, никаких моральных оснований требовать с Великобритании денег у Евросоюза нет.
С беженцами ситуация аналогичная: когда англичане голосовали за «Брекзит», они как раз надеялись, что беженцев и гастарбайтеров начнут массово выдворять с островов. Собственно, надежды отчасти оправдались, Британия несколько ужесточила миграционную политику, вызвав тем самым негодование у смиренно страдающих от издержек мультикультурализма континентальных европейцев.
Положение у Терезы Мэй непростое. Согласиться на эти кабальные условия — это значит лишиться симпатий значительной доли электората. Европейцы требуют, чтобы каждый британец отдал по 1000 евро и согласился посадить себе на шею мигрантов. Британцы, конечно же, будут категорически против.
Отклонить ультиматум Жана-Клода Юнкера тоже невозможно. Еврокомиссия может отлучить Британию от своих рынков и выслать на родину живущих в Испании британских пенсионеров. За кого будет голосовать эта разгневанная публика, презрительно называющая Британию не иначе как Blighty, пояснять не стоит.
Конечно, Тереза Мэй наверняка попытается применить излюбленную тактику западных бюрократов — начать затягивать переговоры в надежде, что или ишак, или эмир умрут. Однако Жан-Клод Юнкер уже недвусмысленно высказался в том ключе, что решение надо принимать быстро. Это жёсткий и опытный политик — ему отлично известны все такого рода уловки.
Интересно, что Британия оказалась сейчас даже в худшем положении, чем Украина. От Украины Евросоюзу уже особо ничего не нужно, связываться же с ней неохота, ибо Украина может, например, перекрыть европейцам газ, резко усилив тем самым переговорные позиции России. А вот Британия — это идеальная жертва, достаточно упитанная, чтобы как следует её пощипать, и достаточно тесно интегрированная в Западный мир, чтобы от неё можно было ожидать соблюдения правил игры.