В 1991 году миллионы русских легли спать в своей стране, а проснулись за границей. Сегодня миллионы наших соотечественников продолжают жить в бывших республиках СНГ в условиях национального угнетения. Почему Россия до сих пор в полной мере не признает этой проблемы и более того, не пытается использовать эту ситуацию в своих целях?
Русские, от которых отреклись
В 90-х начался распад. Менялись флаги, гимны и названия самих государств, вчерашние генеральные секретари становились президентами. Для многих народов бывшего СССР обретение независимости обернулось кровавыми межнациональными конфликтами. Но самым пострадавшим стал русский народ. Именно он испил самую горькую чашу. И об этом надо не просто говорить – об этом надо КРИЧАТЬ.
Во всех без исключения союзных республиках жили русские. Некоторые жили там столетиями и считали эту землю исконно своей. Другие приезжали туда строить заводы и фабрики, а потом оставались работать на них, у них рождались дети, которые эту страну уже называли своей родиной. Русские и местные жили бок о бок, ругались и мирились, дрались и дружили.
Когда СССР рвали на части, когда поборники свободы в десны целовали друг друга и поздравляли с обретением независимости, вопрос о русских, оказавшихся за пределами России, даже и не подымался. Само собой подразумевалось, что они, как и прежде, будут мирно жить в этих республиках, даже не заметив, что вокруг произошли какие-то изменения.
Как бы не так!
Русским здесь не место!
Большинство республик стали строить национальные государства, в которых русские оказались людьми второго, а иногда третьего и даже четвертого сорта. Открытые оскорбления, унижения, изгнание с рабочих мест под предлогом незнания национального языка стало повсеместной практикой.
В Прибалтике возник постыднейший институт неграждан. Об ущемлении прав русских в Прибалтике постоянно вещают нам с экранов телевизоров. Но доля русских в Прибалтике была не самая тяжкая. Прибалтийских русских угнетали, но не убивали.
Кто испил чашу страданий в полной мере – так это русские республик Средней Азии. На площадях кипели многотысячные митинги. Ораторы кричали, что «неверные захлебнутся в собственной крови!» А потом толпы шли по городу.
Русских мужчин хватали и избивали в кровь. Останавливали городские автобусы, вытаскивали русских девушек и насиловали прямо на остановках. Дом перестал быть убежищем: двери квартир выбивали и хозяев выбрасывали на улицу: «Это теперь наш дом!».
Таджикистан и Узбекистан, Азербайджан и Грузия, Киргизия и Узбекистан – в каждой из республик в той или иной степени, но имели место притеснения русских. Словно сошла с ума солнечная Молдавия: «Вымоем асфальт русской кровью!»
Хоть одна из республик испытывает сегодня чувство вины за произошедшее? Хоть одна принесла извинения? Нет. Словно и не было тех погромов, словно и не избивали на улицах русских стариков, не убивали русских мужчин, не издевались над русскими женщинами.
ХОТЬ ОДИН ЧЕЛОВЕК ОТВЕТИЛ ЗА ТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ?! БЫЛ ХОТЬ ОДИН СУД?! - НЕТ.
Со всех национальных окраин неслось: «Россия, помоги!» Но это были крики в пустоту. Единственные, чей голос услышали в Кремле, были жители Приднестровья, и то только потому, что те после года протестов и митингов свое право говорить по-русски начали отстаивать силой оружия. Видимо, добрым словом и автоматом можно добиться куда большего, чем просто добрым словом.
Конечно, в каждой республике находились люди, встававшие на защиту русских, однако общий тренд они переломить не могли. Русских грабили, избивали, убивали.
И начался Великий Исход...
Чемодан-вокзал-Россия
Русские начали массово уезжать. Кто-то смог продать свою квартиру, хоть за какие-то деньги и на них вывезти свое имущество, а многие уезжали, бросая все, увозя лишь свои жизни. Их грабили по дороге, поезда обстреливали, вслед издевательски кричали: «русские, не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки!»
Из тридцати русских сёл, бывших в Грузии, на сегодняшний день осталось лишь пять.
В Таджикистане в 1989 году проживало 388,5 тысяч русских; в 2010 году – 34,8 тыс.
В Узбекистане: в 1989 году проживало 1653,4 тыс, в 2013 – 809,5 тыс.
В Киргизии: в 1989 - 916,5 тыс., в 2016 – 360,5 тыс.
В Армении: в 1989 – 51,5 тыс., в 2011 – 11,9 тыс.
В Азербайджане: в 1989 – 392,3 тыс., в 2009 – 119,3 тыс.
Назарбаев всячески старался оградить свою страну от бациллы национализма, однако и из Казахстана русские стремятся уехать. В 1989 году русских в Казахстане было 6227,549 тыс, в 2016 – 3644,529. Наверное, не от хорошей жизни почти половина русских покинули страну.
Под «каток репрессий» попали и представители иных некоренных народов, проживавшие в республиках: украинцы, белорусы, татары и пр, которые для местного населения все были «русскими».
И все же сегодня в республиках бывшего СССР остаются миллионы русских. Должна ли Россия помнить о них?
Поговорим о народе
Защита русскоязычного меньшинства в национальных республиках – это и материальные издержки, и политические осложнения. Но почему это обязательно стать проблемой России? Это должно стать проблемой для национальных республик в первую очередь.
Русских в этих республиках предостаточно, чтобы поднять вопросы об организации определенного количества русских школ, о предоставлении русским возможности получить образование на родном языке, квотирования мест в национальных парламентах и органах власти, допуска на местные каналы ТВ и в СМИ.
Почему бы не практиковать раздачу проживающим в этих республиках русским и представителям иных коренных народов России, а не всем желающим российского гражданства? Польша, Румыния и Венгрия массово раздают свои паспорта жителям приграничных областей.
И конечно же, организация всевозможных русских землячеств, движений и партий.
Понятно, что все это вряд ли будет встречено руководителями республик с восторгом. Пойдут разговоры о пятой колонне. Ну и что?
Даешь пятую колонну!
Признаем честно, республики бывшего СССР медленно и неотвратимо дрейфуют в направлении от России. Прибалтика превратилась в заповедник русофобов. Самый пророссийский президент Назарбаев предлагает перевести казахский язык на латинскую графику. В казалось бы родственной Белоруссии тихо идут процессы, аналогичные украинским: «Беларусь – не Россия!»
Пример Украины показал, что ставка на национальные элиты ошибочна - их лояльность покупается и продается. Настоящей опорой может быть только народ. Практика цветных революций демонстрирует, что оппозиционное движение может служить прекрасным рычагом давления на власть, и таким рычагом в каждой республике может стать русская диаспора.
Голос диаспоры, в некоторых республиках к тому же, проживающей компактно, и за которой стоит Россия, может быть вполне громким, чтобы влиять на принятие правительством важных политических решений.
Поддержим русских!
Никакое движение не может возникнуть само по себе, нужны средства. И тут у России на руках просто козырный туз. Помощь движениям можно оказывать под зонтиком помощи соотечественникам.
Бизнесменам из русской диаспоры должно оказываться предпочтение.
Каждой республике СНГ выделена квота на бесплатное обучение в российских вузах за счет федерального бюджета. А состав принятых по квоте студентов отражает национальный состав республик? Среди принятых студентов русские есть?
И уж простите, но необходимо целенаправленно воспитывать и взращивать политических лидеров, не надеясь, что деятели уровня Захарченко появятся и пробьются сами по себе.
Все чаще в прессе мелькает, что против России де-факто уже ведется война. Пока Россия находится в обороне. Но любой военный скажет, что обороной войны не выигрываются. Значит, нужно переходить в наступление, не замыкаться в своих национальных границах, а расширяться.
Это вовсе не значит, что нам нужно вновь брать "братские" республики на содержание, покупать их благосклонность безвозвратными кредитами, скидками, субсидиями и т.п., однако влиять на их внутреннюю и внешнюю политику нам жизненно необходимо. И русская диаспора в этих республиках может и должна стать "агентом влияния" России, важнейшим инструментом нашей мягкой силы. Во благо России и дружественных ей стран...
Klim Podkova, специально для RUSFACT.RU