Наладить угрожающе нестабильные отношения между США и Россией будет крайне сложно, однако это необходимо сделать ради национальной безопасности США. Нынешняя взаимная враждебность может привести к опасной конфронтации, способной уничтожить американскую (и русскую) цивилизацию в том виде, в котором мы ее знаем. Кроме того, Россия может сделать гораздо больше, чем она уже делает сегодня, для того, чтобы нанести ущерб американским интересам и ценностям, не идя при этом на чрезмерный риск. Поэтому США необходимо найти способы нормализовать отношения с Россией. Вашингтону следует сделать это, отказавшись от иллюзий и с позиций силы.

Сегодня Америка и Россия — это противники, придерживающиеся разных подходов к ключевым вопросам международной политики, разных систем правления и во многих отношениях разных ценностей. И Америка, и Россия сталкиваются с внутренними препятствиями на пути к налаживанию отношений. И эти препятствия остаются особенно серьезными в США, где Конгресс, ведущие СМИ и большая часть американской общественности считают Россию Владимира Путина опасным врагом, которого можно сравнить с Ираком Саддама Хусейна или даже с гитлеровской Германией. В отличие от Китая, Россия поддерживает весьма ограниченные экономические отношения с США, поэтому лишь немногие американцы усматривают в контактах Россией некую положительную сторону.

Президент Путин обладает гораздо большей свободой в формулировании внешней политики России, в том числе в поисках способов наладить отношения с Вашингтоном. Однако в период экономических трудностей, а также в преддверии президентских выборов 2018 года Путин не захочет, чтобы кто-то решил, будто он проявляет слабость под давлением иностранных государств.

В то же время Вашингтон и Москва вынуждены постоянно просчитывать, как их взаимоотношения влияют на их ближайших партнеров. К примеру, Россия не может не принять во внимание то, как Китай и Иран могут отреагировать, если они решат, что Россия уступила США в вопросе Северной Кореи, Сирии и ряде других вопросов — особенно если гибкость Москвы может негативно сказаться на реализации их интересов.



Тем не менее, неспособность разорвать порочный круг в российско-американских отношениях влечет за собой реальные риски. Самым драматичным, хотя и самым маловероятным вариантом является непосредственная военная конфронтация, которая может привести к неконтролируемой эскалации и, возможно, к глобальной катастрофе. Многие игнорируют эту опасность, утверждая, что ни США, ни Россия не хотят совершать самоубийство и поэтому они проявят сдержанность. Однако стоит напомнить, что точно такая же убежденность — что противник отступит в последний момент — внесла немалый вклад в начало Первой мировой войны. Правда заключается в том, что никто не знает, то может произойти, если американские и российские самолеты начнут стрелять друг в друга или если американские крылатые ракеты ударят по российским базам в Сирии. Россия вполне может отреагировать ассиметрично — вероятно, на востоке Украины — после чего произойдет эскалация боевых действий, которая заставит НАТО прибегнуть к Статье 5. В то время как администрация Обамы, возможно, считала ядерное оружие слишком страшным средством, не имеющим никакой практической пользы, российская военная доктрина предполагает, что Россия может применить тактическое ядерное оружие в том случае, если она подвергается серьезной опасности. К чему это приведет?

Если не брать в расчет ядерный апокалипсис, отказ от дипломатических отношений с Москвой из-за того, что она поддерживает неугодный режим и его дурное поведение, может привести российских чиновников к выводу, что им больше нечего терять и что поэтому они обязаны ослаблять и выступать против, с их точки зрения, враждебно настроенной Америки. Вмешательство в президентские выборы 2016 года может померкнуть в сравнении с серьезными непрекращающимися атаками на инфраструктуру, финансовые системы и другие институты американского общества, которые сейчас крайне уязвимы перед лицом кибератак. Сокрушительный ответный удар США никак не поможет миллионам пострадавших американцев и не успокоит тех, кому удалось избежать вреда в первый раз. Кроме того, существует большая разница между невозможностью помочь США в предотвращении распространения ядерного оружия в Северной Корее и других странах, как это происходит сегодня, и активной помощью Пхеньяну и другим противникам Америки в создании их ядерного потенциала. Если российские власти сочтут, что их загнали в угол, они могут даже рассмотреть возможность заключения соглашения с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ — прим. ред.) и другими субъектами, против которых они выступают сегодня.

Кроме того, Россия может с удвоенной силой заняться укреплением связей с Китаем. В отношениях между Россией и Китаем сохраняется довольно сильная взаимная подозрительность, и во многих смыслах Китай является гораздо более сильной страной. Хотя и Москва, и Пекин заинтересованы в нормальных отношениях с Вашингтоном и вряд ли захотят зайти слишком далеко, спровоцировав серьезный конфликт, они все же боятся Вашингтона, и его действия их раздражают. Они продолжают сближаться в экономическом и военном смыслах и координировать свою внешнюю политику. И Москва, и Пекин обеспокоены тем, что их со всех сторон окружают союзники США и что Америка продолжает наращивать свои системы ПРО, которые угрожают их потенциалам нанесения ответного удара. Как минимум, чем хуже российско-американские отношения, тем больше набирающий мощь Китай может рассчитывать на поддержку России в случае каких-то разногласий с США. Такое подстегивание Китая не может не противоречить национальным интересам США.

Чтобы избежать этих издержек, любое ответственное американское правительство должно стремиться нормализовать отношения с Россией. Цель должна заключаться вовсе не в том, чтобы стать друзьями ли союзниками — это попросту невозможно. Вместо этого Вашингтон должен налаживать диалог, чтобы избежать непреднамеренной военной конфронтации, стараться более эффективно улаживать разногласия и время от времени сотрудничать в тех сферах, где интересы и приоритеты стран пересекаются.



Чтобы придерживаться такого подхода, необходимо четко объяснить Конгрессу и американской общественности, какие именно национальные интересы сейчас стоят на кону. Для этого также необходимо, чтобы президент постоянно уделял этому вопросу пристальное внимание и назначил на соответствующие должности таких людей, которые поддерживают подобный подход и которые способны его придерживаться. Позитивная химия между двумя президентами важна, однако она должна служить не основой, а скорее инструментом американской политики.

Препятствия на пути поиска нового похода к отношениям с Россией настолько многочисленны и внушительны, что многие могут счесть, что президенту Трампу не стоит тратить на это свое время, энергию и довольно ограниченный политический капитал. Однако, если ситуация начнет развиваться по наихудшему сценарию, все может завершиться ядерным конфликтом. Со стороны Америки будет крайне глупо потратить столько сил на борьбу с воображаемым ядерным облаком в Ираке и при этом проигнорировать гораздо более серьезные риски, сопровождающие разлад в ее отношениях с Россией.

Главной задачей любой американской администрации является защита и обеспечение безопасности американского народа. Именно поэтому любая ответственная администрация должна стремиться к более стабильным отношениям с Россией. Именно поэтому каждая новая администрация с момента окончания холодной войны пыталась этого достичь. Неважно, насколько бессмысленными могут показаться эти попытки, США не могут позволить себе отмахнуться от дипломатических отношений с Москвой. Если они не попытаются сделать это, все может обернуться чрезвычайно разрушительной накликанной бедой, способной подорвать основы национальной безопасности США и процесс реализации их внешнеполитических задач по всему миру.

Дмитрий Саймс — президент Центра национальных интересов, издатель журнала The National Interest.