В свое время гибель «Императрицы Ирландии» потрясла общество не меньше чем гибель «Титаника», а пожалуй даже и больше. Не в далекой Атлантике, не среди океана, а посреди реки в нескольких милях от берега вместе с лайнером ушли на дно более тысячи человек. Было в достаточных количествах и спасательных жилетов, и шлюпок, помощь пришла сразу же – и тем не менее число жертв потрясало. В обществе морские путешествия перестали считаться безопасными.
Рубеж XIX – XX веков часто называют «золотым веком океанских путешествий». Новый Свет манил людей новыми горизонтами и новыми возможностями. Бизнесмены и банкиры, инженеры и рабочие пересекали Атлантику на пароходах, потому что других способов попасть из Европы в Америку и из Америки в Европу просто не существовало.
Плавать на пароходах считалось даже более безопасным, чем ездить по железной дороге. Десятки лайнеров ежегодно пересекали Атлантику в обе стороны. Одним из них была «Императрица Ирландии», принадлежавшая «Канадиан пасифик стимшип компани».
Гордость канадского пассажирского флота
Корабль был спущен в 1906 году и считался едва ли не самым крупным, самым надежным и самым комфортабельным судном Канады. Расстояние от Ливерпуля до Квебека «Императрица» покрывала за рекордные 6 суток. В первом классе, как и положено кожаная мебель, позолоченное дерево, хрусталь, пальмы, резные потолки, для приятного времяпрепровождения - библиотеки, уютные кафе, музыкальные и курительные салоны, площадка для игры в крикет и детская песочница, пассажирам демонстрировались кинофильмы. (Можно сказать, что спущенный на воду в 1912 году «Титаник» с его умопомрачительной роскошью всего лишь следовал уже устоявшимся традициям.)
28 мая 1914 года пароход должен был отправиться в свой 96 рейс. Владельцы кампании извлекли уроки из страшной трагедии «Титаника»: на судне было установлено новейшее оборудование для обнаружения айсбергов, при максимальном числе пассажиров 1550 на судне имелось 2200 спасательных жилетов, 36 шлюпок могли вместить 1886 человек.
На судне регулярно проводились учебные тревоги – команда отрабатывала действия по борьбе за живучесть судна. Трагедия ни в коем случае не должна была повториться. И все же корабль затонул, и по числу погибших «Императрица» ненамного уступала «Титанику».
Капитаном на судне был Генри Джордж Кендалл, ходивший на море еще под парусами, но более известный широкой публике как содействовавший аресту Харви Крипена. В 1910 году Кендалл, тогда капитан парохода «Монтроуз» опознал в одном из пассажиров пытающегося скрыться из Великобритании Крипена, подозреваемого в убийстве своей жены.
Капитан дал телеграмму и в Квебеке преступника ждали агенты Скотланд- Ярда, прибывшие в Канаду на скоростном лайнере. Когда закованный в наручники Крипен покидал судно, он крикнул Кендаллу: «Вы еще будете жалеть о своем предательстве!» Об этих словах вспомнили спустя 4 года, в мае 1914-го.
Кошка Эмми и Непотопляемый Фрэнк
28 мая с утра все команда бегала по судну, тут и там раздавалось «кис-кис-кис». Искали кошку Эмми – судовой талисман, плававшую на пароходе больше двух лет. Облазив корабль, моряки отправились на берег, и скоро один из стюардов принес найденную в доках корабельную любимицу. Не прошло и часа, как кошка снова пропала. Ее снова нашли на берегу и вернули на судно. Когда она пропала в третий раз, кошку не стали искать, а пошли к Счастливчику Тауэру.
Смазчик машинного отделения Фрэнк Тауэр плавал на «Титанике» и был одним из тех, кому посчастливилось спастись. Выслушав моряков, Непотопляемый Фрэнк почесал в затылке: «Черт его знает… Кошка – не крыса. Но у нас так сбежать не получится, кто потом возьмет на судно таких паникеров? А вообще, от судьбы не уйдешь…»
Счастливчик Тауэр оправдал свое прозвище – он был одним из тех, кто увидели утро следующего дня, а вот его товарищам повезло меньше.
В 16:30 «Императрица Ирландии» отошла от причальной стенки квебекского порта, имея на борту 1057 пассажиров, 420 членов экипажа и 1100 тонн различных грузов, в том числе и 212 серебряных слитков.
Кораблю предстояло прежде чем выйти в Атлантический океан пройти более 200 км. руслом реки св. Лаврентия. На причале сидела Эмми и жалобно мяукала вслед уходящему кораблю.
Последнее плавание
В 1:40 впередсмотрящий на «Императрице» доложил, что видит впереди судно. Это был норвежский сухогруз «Сторстад» с 11.000 тоннами угля. Корабли вполне могли разойтись, но на реку опустился густой туман, который скрыл пароходы.
Капитан «Сторстада» Андерсон в это время спал. В 21:30 он ушел отдыхать, оставив на мостике первого помощника, наказав разбудить его, когда корабль подойдет к порту или если опустится туман.
Около 1:50 Андерсона разбудил матрос: «Капитан, туман». Андерсон поднялся на мостик как раз, чтобы увидеть перед носом «Сторстада» появившийся из туманной мглы борт «Императрицы».
«Полный назад!», - прокричал в телеграф Андерсон, но остановить набравший скорость тяжелый сухогруз было невозможно. Тяжелым тараном «Сторстад» ударил в борт «Императрицы», как раз между двух труб.
Капитан лайнера Генри Кендалл плавал по морям более 25 лет и мгновенно оценил ситуацию. Он схватил рупор и закричал что было сил: «Ни в коем случае не сдавайте назад! Ни в коем случае!!!»
Но винты норвежского парохода уже крутились в обратную сторону, «Сторстад» дернулся и стал медленно отходить. В борту «Императрицы» открылась пробоина 8х4 метра, в которую хлынула вода.
Катастрофа
По замыслам конструкторов «Императрицы» корабль был разделен на 11 отсеков и опасность гибели возникала лишь при одновременном затоплении не менее 2-х из них. Однако разделяющие корабль на отсеки люки задраены не были, ведь опасная часть маршрута еще даже и не начиналась!
Вода разбегалась по коридорам, заполняя каюты и машинное отделение. Двигатели заглохли, электричество отключилось – погас свет, радист успел отстучать только один SOS. В считанные секунды корабль набрал более 160 кубометров воды и начал заваливаться на правый борт. Капитан дал команду «Покинуть судно!»
В трюме в абсолютной темноте, путаясь в коридорах, метались люди, пытаясь найти выход. Из 717 пассажиров третьего класса выбраться наверх смогли менее сотни. Но выбраться вовсе не означало спастись: корабль накренился на правый борт, шлюпки висевшие по левой стороне, оборвали канаты и понеслись по палубе, давя и калеча людей.
Из 36 имевшихся на корабле шлюпок спустить смогли только девять. Взорвались машинные котлы, разметав тех, кто еще имел шансы спастись. Лайнер лег на правый борт и стал быстро погружаться. С момента когда «норвежец» протаранил корабль до того как над «Императрицей» сомкнулись холодные воды, прошло… 14 минут.
С поврежденного, но оставшегося на плаву «Сторстада» спустили шлюпки. Подошли «Эврика» и «Леди Эвелин», принявшие единственный поданный «Императрицей» сигнал о помощи. Почти час моряки искали в тумане выживших, но на поверхности плавали только сотни мертвецов в спасательных жилетах – при температуре воды 5 градусов даже самые тренированные могли продержаться не более 12-15 минут.
Согласно официальным данным были спасены 463 человека из 1477, находившихся на борту, из них 42 женщины (из 279) и 4 ребенка (из 138).
После трагедии
6 июня в Канаде состоялся суд, на котором капитан Кендалл был одним из обвиняемых. Вопреки морской традиции он не смог уйти на дно вместе со своим кораблем - при взрыве котлов капитана выбросило за борт и одна из шлюпок подобрала его.
Суд возложил вину за трагедию на команду «Сторстада». Владелец судна Клавенесс был приговорен к штрафу 2 млн. долларов. Не в состоянии выплатить такую сумму, он объявил себя банкротом.
Оправданный Кендалл продолжил свою карьеру в компании, но до конца своей жизни он служил в береговых службах и больше никогда не водил суда.
Сразу после трагедии «Канадиан пасифик стимшип компани» организовала экспедицию на «Императрицу» - в отличие от «Титаника» место трагедии не нужно было искать и затонул корабль не на запредельной глубине.
Были подняты серебряные слитки на сумму более 1 миллиона долларов. Однако один из водолазов заплатил за это своей жизнью, увеличив число жертв «Императрицы Ирландии» на одну единицу.