DPA/TASS Автор: Jan Woitas
С таким неожиданным утверждением выступили авторы исследования «Энергетическая политика в Миннесоте: высокая цена неудачи» исследовательского института «Центр американского эксперимента». Они пришли к этому смелому выводу на основании анализа эксперимента по развитию ветровой энергетики в штате Миннесота. Сметная стоимость проекта производит впечатление - 15 млрд долларов. Выводы оказались неутешительными. Оказалось, пишет Oil Price, что строительство ветровых электростанций не снизило выбросы СО2 промышленностью штата. Не привело бурное развитие ветровой энергетики и к снижению цен на электроэнергию для потребителей штата. Напротив, электроэнергия в Миннесоте впервые в истории превысила среднюю стоимость ее по Америке.
Авторы исследования пошли чуть дальше и попытались распространить результаты эксперимента в Миннесоте на всю планету. Результат получился еще более обескураживающим. Свыше миллиарда жителей Земли не смогут позволить покупать дорогую электроэнергию. С учетом же непредсказуемости погодных условий – в данном случае ветра ветровой энергии понадобится защитное подкрепление в виде электроэнергии, вырабатываемой в результате сжигания ископаемых видов топлива. В частности, угля.
В октябрьском исследовании аналитиков BlackRock (BLK), крупнейшей инвестиционной компании по размеру активов под управлением, по этому поводу говорится: «Рынки пока спокойны, но о спокойствии в геополитике остается только мечтать».
Следовательно, делают следующий вывод экономисты и аналитики, солнечная и ветровая энергия, два главных вида возобновляемой энергии будущего, имеют не только многочисленные плюсы, но и минусы. Главный - оба этих вида энергии ненадежны и носят временный характер. Существенные объемы энергии могут вырабатываться только при благоприятной погоде. Следовательно, необходимо хранить излишки ветровой и солнечной энергии на, так сказать, «черные» часы или дни. Однако с хранением возобновляемой энергии сейчас большие проблемы. Еще один минус – возобновляемая энергетика угрожает… окружающей среде.
Да, ветровые и солнечные электростанции не загрязняют атмосферу парниковыми газами, но занимаемая ими территория намного больше, чем территория, занимаемая угольными электростанциями. В качестве примера авторы исследования «Энергетическая политика в Миннесоте» приводят Африку с ее 635-миллионным населением, в которой сейчас проблема с энергией стоит крайне остро. Отсутствие доступной энергии взамен энергии от ископаемых видов топлива не только замедляет экономический рост континента, но и приводит к перенаселенности отдельных районов и в конечном счете к хронической политической нестабильности. Сейчас эта нестабильность наиболее наглядно видна в том, что Африка сейчас не способна противостоять радикальным организациям типа запрещенного в России «Исламского государства».
Геополитические проблемы возобновляемой энергетики видны и на примере данных Международного энергетического агентства (IEA), утверждающего, что доступа к электроэнергии сейчас не имеют 1,2 млрд жителей нашей планеты. Попытки же, естественно, с самыми добрыми намерениями, исправить положение за счет развития возобновляемой энергии может привести к еще большей зависимости этих людей от ископаемых источников энергии, в первую очередь, ввиду ненадежности «чистых» источников. Администрация энергетической информации США (EIA) прогнозирует, что к 2040 году 77% всей производимой на планете энергии будет энергией ископаемого происхождения.
К схожим с возобновляемой энергией геополитическим проблемам могут привести и электромобили, которые требуют огромных субсидий от правительств. Уоррен Баффет убедился в этом, когда купил контрольный пакет акций Pilot Flying J. Оракул из Омахи считает, что электромобили и автомобили без водителей никогда не заменят традиционные машины, работающие на бензине.
Fiat несет убытки на каждом электромобиле в размере 20 тыс. долларов, General Motors – на своих Chevy Bolt по 9 тыс. Tesla держалась в финансовом плане за счет продаж кредитов с нулевыми выбросами (ZEC) традиционным автопроизводителям, но и она столкнулась с большими трудностями в самом начале ноября.
Больше всего геополитических проблем электромобили приносят, когда Китай, Индия, Великобритания, Франция и даже Калифорния говорят о грядущем запрете двигателей внутреннего сгорания в районе 2030-40 годов, хотя все прекрасно понимают, как трудно будет выполнить это обещание.
Еще один настораживающий момент – заправки для электромобилей должны иметь огромный запас энергии, намного превышающий обычные бензиновые заправки. Например, 30 МВт, необходимых для зарядки 25-30 млн калифорнийских машин, хватит для снабжения электроэнергией 20 тыс. домов.
Важный вопрос: что произойдет с традиционными видами энергетики во время переходного периода? Здесь наиболее подозрителен пример КНР, которая строит в Пакистане самые «грязные» - угольные электростанции. Индия отвечает на сотрудничество в энергетике между КНР и Пакистаном строительством крупнейшей в последнее время угольной электростанции в Австралии.
Такая политика в области энергетики, пишет Oil Price, приводит к деградации окружающей среды, провоцирующей вооруженные конфликты и войны, дефицит воды и принятие таких решений в экономике, которые больше имеют целью доказать выгодность и полезность возобновляемой энергетики, а не обеспечение энергетической стабильности. Индия, Китай и Пакистан используют энергию как оружие. Развитие ненадежной возобновляемой энергетики и дорогих электромобилей, уверен Oil Price, является средством для усиления геополитического влияния и представляет собой нечто вроде милитаризации энергии.