Моя профессия- скитаться по свету в поисках стартапов, государственнх или частных исследовательских лабораторий , специалистов по инновациям или экосистем, способствующих рождению новых технологий. Я занимаюсь анализом их влияния на общество, на экономические модели предприятий или на поведение потребителей, стараясь с учётом всех этих факторов , определить перспективу развития на ближайщие 15 лет.
На моей визитной карточке значится должность “Head of Research and Strategy”. В общем я являюсь аналитиком «trendspotting . В Сша моя должность называется “futurist », слово , не имеющее к сожалению аналога во французском языке.
Я пишу эту статью, потому что мне захотелось поделиться с вами моими впечатлениями от рабочей поездки по России. Территория, простирающаяся от Германии до крайней восточной точки России и от Финляндии до Греции , как магнит , притягивает меня к этому континенту и заставляет меня вот уже несколько лет без устали исследовать эти земли . После многочисленных встреч с населением у меня практически выработалось такое же непредвзятое отношение к миру, как у славян.
Мое видение России кардинально отличается от того , которое пытается навязать западная пресса, имеющая ограниченный взгляд на недавние политические события, различающая только чёрно-белые тона и не способная понять ньюансы славянской истории и культуры.
Расскажу вам историю, случившуюся со мной во Владивостоке две недели назад. В качестве эксперта в рамках программы Skolkovo Russian Startup Tour , я отправился на встречу с различными участниками экосистемы , способствуюшей развитию инноваций. Я должен был чиатаь лекции в Восточном Федеральном Университете.
Директриса одного из агентств, с которым мы сотрудничаем заехала за мной на машине, чтобы поприсутствовать на одной из моих встреч. После конференции мы обнаружили, что два колеса её машины проколоты, и на стекло пришпилен листок, объясняюший моей спутнице, что парковаться нужно,там , где положено.
Хочу заметить, что подобный грубый метод достаточно эффективен. Я даже подумываю не перенести ли мне подобный опыт в Париж.
В течение следующего часа, как минимум 10 разных людей по собственной воле тормозили рядом с нашей машиной , спрашивая чем они могут нам помочь, обзванивая друзей, предлагая нам напитки и еду, просто болтая с нами, чтобы скрасить наше ожидание и высказывая своё несогласие со столь радикальным обращеним с колёсами нашей машины.
В итоге знакомый знакомого младшего брата одного из остановившихся вводителей оказался механиком. Он приехал и решил проблему за 15 минут.
Вот маленький эпизод , иллюстрирующий моё видение России и её народа . С виду суровые и необщительные, они имеют большое сердце, готовы всё сделать, чтобы вам помочь, искренне поделиться с вами дружбой. Не случайно медведь является одним из символов русской культуры. Большой, имперский, сильный, суровый, но с огромным сердцем....
Что касается Владивостока, это реально восточная жемчужина. Являясь восточными воротами континента , город постоянно развивается. Владивосток - перекрёсток различных культур, бурлящий деятельностью ,с населением жаждущим всего нового, открытый миру и контактам с другими. Я восхищаюсь этим городом, расположеный между горой и морем, словно маленький островок посреди богатой, дикой и благодатной природы. Понятно почему центральная власть вкладывает средства в развитие этого региона. Он того заслуживает !
У меня в запасе ещё масса интересных историй, случившихся здесь со мной, но отложим излияние чувств до следующего раза, поговорим лучше о моём видении инновационной среды в России.
Технический уровень лабораторий, учёных и стартапов в некоторых областях просто потрясает. Особенно в области прикладной математики, информатики и роботехники. Я встречался с разработчиками высочайшего уровня , среди лучших hackeurs мира, специалисты по алгоритмической обработкие данных и искусственному интеллекту.
Но они сталкиваются с реальными трудностями , когда речь идёт о том, чтобы применить свои технические достижения на практике и обратить их на пользу потребителю. И это основная слабость рынка, которую я мог наблюдать. Их неспособность адаптировать дельную технологию к потребностям потребителей, либо создать такую потребность, причём сделать так, чтобы практическое применение было простым в использовании, “user frendly”.
С этой точки зрения стоит рассмотреть партнёров государственных или частных в Европе, и в частности во Франции, где имеется достаточно большое количество предприятий, имеющих опыт и компетенции в данной сфере.
Что ещё привлекло моё внимание : неспособность переступить за границы русскоязычного мира. Прекрасным примером является отношение к иностранным языкам. Вся документация и презентации на русском. Очень небольшое количество переведено на английский, и ещё меньше людей, способных представить свой проект на довольно свободном английском. Впрочём у Сколково та же проблема, причём до такой степени, что пришлось набрать команду постоянных переводчиков.
Помимо языка , катастрофически не хватает видения глобального маркетинга.
Возьмём например Яндекс. Он практически не известен за границами России. Это русский гугль, который кстати появился раньше своего американского конкурента и занимает большой сектор в big data в России.
Его приложения просты в употреблении, хорошо продуманы и отвечают реальным потребностям.
Например Яндекс –Транспорт позволяет довольно просто в реальном времени сориентироваться в джунглях автобусов, маршруток, трамваем и троллейбосов, которые ездят по российским улицам. Система настолько хорошо сделана, что не представляет трудности даже для иностранца, не имеющего представления об организации транспорта в России и позволяет ( по моему собственному опыту ) найти самый подходящий вид передвижения в нужную точку.
К сожалению я не могу сказать того же касательно приложения французской RATP в Париже, которая в своем желании запихнуть в приложение всё что только воможно, является контр-примером, настолько сложно в ней найти нужную информацию в нужный момент.
Почему такой группе, как Яндекс не удаётся пересечь границы бывшего советского блока ?
Ответ нужно искать в их слабости продвижения своего продукта пользователям отличным от тех, которые знакомы с их культурой в том числе.
В более глобальном плане следует заметить , что политика государства с «Единым окном», сопровождениие предприятий и инкубация иннноваций начинают приносить свои плоды.
Сколково например получает много денег и преференций от государства. В этом году , несмотря на медлительность административных служб и экономический кризис, им видимо удастся достичь заявленного уровня 20-ти% от всех российских патентов и создать на своей базе многочисленные стартапы на основе.
Понятно, что до совершенства ещё далеко, но желание и видение цели уже много значат. Руководители предприятий , разработчики, учёные и исследователи гос. и частного сектора таким образом ощущают себя более ценимыми и видят конкретное движение вперёд. Будет ли удачным сколковский проект, следует ли следовать его примеру ? Вопрос на который пока нет ответа, но в любом случае предпочтительнее иметь последовательный экономический план, чем реальную трудность перейти от к делу, к чему мы привыкли за последние годы.
Jean-Christophe BONIS
20.04.2015
Перевод с французского Parhonf
Французские студенты и школьники, приехавшие на учёбу в Россию. Что их удивляет. Из блогов
https://aftershock.news/?q=node/512736
Россия глазами 5 француженок , или какие они эти русские? Из блогов разных лет
https://aftershock.news/?q=node/490787
« Я тебя люблю Россия ! « Из французских блогов
https://aftershock.news/?q=node/498319
5 вещей, которых не хватает иностранцам, после посещения России
https://aftershock.news/?q=node/499293
Приключения французов на Камчатке. Часть 1. Из блогов
https://aftershock.news/?q=node/492008
Приключения французов на Камчатке. Часть 2. Из блогов
https://aftershock.news/?q=node/492180
Приключения французов на Камчатке. Часть 3 и последняя. Из блогов.
https://aftershock.news/?q=node/492258