Именно так,- «мировой войной седьмого столетия»,- назвал Лев Гумилёв титаническое противоборство двух величайших держав раннего средневековья, к которым примкнуло множество союзников. Фактически события того времени можно назвать типичным «столкновением цивилизаций». В первой коалиции выступали Православный мир во главе с Византией и тюркская часть Великой Степи. Во второй, созданной зороастрийским Ираном, участвовали также авары и западные европейцы (германские племена вестготов и лангобардов).
12 декабря 627 года состоялось решающее сражение при Ниневии, принёсшее победу Константинополю.
До этого, на протяжении двух десятилетий, с 602 по 622 год, византийцы терпели поражение за поражением. На великую державу, охватывавшую к тому времени почти всю территорию былой Римской империи, одновременно обрушились воинственные соседи. Вестоготы попробовали второй раз отвоевать Испанию, лангобарды вторглись в итальянские провинции, полчища аваров вступили на Балканы. Но главной движущей силой агрессии выступали персы, мечтавшие вновь выйти на рубежи тысячелетней давности, достигнутые когда-то ахеменидами Ксерксом и Дарием Первыми.
Среди множества тяжёлых потерь, понесённых православной Византией,- сдача Дамаска, Алеппо, Александрии,- самое угнетающее впечатление произвело, вне сомнения, падение Иерусалима. К варварской расправе над жителями добавилось то, что завоеватели овладели святынями христианства, в том числе Животворящим Крестным древом,- тем самым, на котором в дни Понтия Пилата был распят Иисус Христос. Персы вывезли пленённую реликвию в свою столицу Ктесифон.
Трагический ход первого периода войны был, по большому счёту, вызван разложением византийской столичной знати и наёмного войска. И бюрократия империи, и её солдаты привыкли служить за большие деньги, и были в очень малой степени мотивированы патриотически. Накануне войны к власти в Византии пришёл их ставленник, узурпатор Фока, привыкший приобретать сторонников раздачей материальных благ и вконец опустошивший казну. Перелом произошёл только после того, как Фоку свергла династия потомственных военачальников Ираклиев.
Возглавив великую православную страну в совершенно трагическом состоянии, Ираклий младший обратился к народу и Церкви, придав конфликту характер Священной войны. Начался всеобщий сбор пожертвований на организацию контрнаступления. Византийское духовенство передало на нужды армии большую часть церковного золота и серебра, за исключением разве что крестов и литургических сосудов. Именно к этому времени, когда в Константинополе уже ждали приступа вражеской армии, на всех воротах города впервые появились иконы Богородицы «Одигитрия», а знаменем православного воинства впервые стала хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного.
Опираясь на отряды добровольцев, которым он доверял больше, чем наёмникам, Ираклий решительно сократил жалованье чиновников и ввёл налоги на роскошь. Кроме того, он нарушил многовековую византийскую традицию, согласно которой император лично не выходил на поле боя. Профессиональный воин, Ираклий сам возглавил собранную армию и отправился к театру боевых действий, оставив в столице сына под опекой Патриарха Сергия. В боях император не раз демонстрировал недюжинное мужество, что заставило персидского военачальника Шахрвараза в восхищении воскликнуть: «Он боится стрел и дротиков не более, чем наковальня!»
Выступив в поход в первый день после Пасхи 622 года (что дополнительно подчёркивало священный характер войны), Ираклий не стал ожидать приближения персидской армии к своей столице, а сразу повёл солдат на территорию противника. Через два года византийцы вернули Кавказ, Сирию, часть Междуречья, вторглись в этническую Персию и отомстили за взятие Иерусалима, взяв священный город огнепоклонников Шиз.
Однако персы, опьянённые двумя десятилетиями предыдущих успехов, не могли поверить, что военная фортуна начала клониться на сторону Византии. Они пошли ва-банк, не возвращая основные силы на защиту собственной столицы, но бросив их на оставшийся без императора Константинополь. Весной 626 года персы с востока, авары и их союзники с запада осадили главный город Православного мира.
Несмотря на угрозу, нависшую над центром империи, Ираклий не стал играть по навязанным правилам, и продолжил наступление вглубь Персии. Видимо, он понимал, что в случае быстрого падения города всё равно не успеет прийти на помощь, а в случае длительной осады горожане отобьются малыми силами. Долгая осада, по расчёту Ираклия, истощит штурмующие армии, не имеющие превосходства на море и не способные поэтому обеспечить себе снабжение лучшее, чем снабжение осаждённых. Так и получилось. В августе 626 года византийский флот нанёс решительное поражение военно-морским силам враждебной коалиции, после чего осада была снята.
После успеха у стен Царьграда началось генеральное наступление византийцев и их союзников-тюрков в глубину Персии. В решающей битве при Ниневии, 1390 лет со дня которой исполняется 12 декабря, православное воинство одержало бесповоротную победу. В ходе боя император Ираклий лично сразился с персидским полководцем Рахзадом, и, хотя сам был ранен в лицо, убил противника.
Буквально через несколько недель после Ниневии победоносные византийцы вступили в резиденцию Шахиншаха, где обнаружили как пленённые христианские реликвии, так и все прочие трофеи персов,- например, триста знамён римских легионов, захваченных за века предыдущих парфянско-римских войн. Поверженная Персия запросила мира.
Итогом войны стали грандиозные праздники Победы в Константинополе и Иерусалиме. Ветераны священного похода вступали туда парадными колоннами, во главе которых несли Животворящий Крест Господень. Ираклия называли «Новым Сципионом, победившим Новый Карфаген». Как признаёт английский историк-медиевист Харрис: «мало кому из правителей доводилось на своём веку испытать такое торжество».
К сожалению, над истощившими свои силы Византией и Персией уже сгущались тучи новой угрозы, исходившей с Аравийского полуострова. Очень скоро Византия потеряет плоды победы, а Персия и вовсе лишится независимости.
И всё же, несмотря на зигзаги истории, битва при Ниневии остаётся одним из самых значимых военных триумфов всего Православного мира. Ираклий Младший вошёл в анналы как пример образцового лидера православного государства: верный христианин, справедливый правитель, бесстрашный воин.