До Христа боги были небесной бюрократией, которой нужно тащить взятку в виде жертвенного тельца
Принцип Христа «нет ни эллина, ни иудея» означал, что человека нужно оценивать не по графе в паспорте, а по тому, хорош он или плох, — по поступкам.
Я люблю праздник Рождества по-киевски, благодаря Булгакову. Для меня он ассоциируется, прежде всего, с финальной сценой «Дней Турбиных», когда наши собрались под елочкой и твердо знают, что все будет хорошо, несмотря на пушечные выстрелы. Дома покрыты «шапками белых генералов». Мышлаевский с Лариосиком выпивают за кремовыми шторами, а красные гонят петлюровцев, причем и те, и другие мерзнут где-то в степи. Так им и надо! Нечего устраивать революцию и «визвольні змагання» в такую погоду, когда хороший хозяин собаку на двор не выгонит. Хороший праздник, приуроченный к рождению младенца в далекой бесснежной Палестине две тысячи лет назад — второй по важности для православных христиан после Пасхи.
Если честно, то рождение Христа, случившееся якобы 7 января, — дата достаточно условная. Не только день появления Иисуса на свет, но и год с точностью не известен! Согласно Библии, царь Ирод, узнав о рождении Сына Божьего, распорядился прикончить всех младенцев в возрасте до двух лет — чтобы уж наверняка не пропустить маленького Исусика. Но неувязочка состоит в том, что Ирод умер в 4 году до н. э. — т.е. до Рождества Христова, с которого эта эра и начинается. Значит, или не распоряжался никаких младенцев иудейский царь убивать. Или Христа распяли не в 33 года, а когда ему было уже под сорок. Ведь чтобы успеть родиться в царствование Ирода, ему нужно было появиться на свет чуть-чуть раньше 4 года до н.э. Да и разные христианские церкви отмечают Рождество в разные дни. Католики и протестанты — 25 декабря. Православные — 7 января. Но не все — Болгарская, Константинопольская, Греческая, Румынская церкви празднуют Рождество Христа, как и католики, 25 декабря. Это не означает, что Иисуса Христа не было на свете, а просто лишний раз доказывает, как мало интересовала кого-либо подлинная хронология его жизни в те времена, когда он был жив. Ведь ребенок родился не в царской семье, а в семействе какого-то плотника, чью супругу избрал Господь для своего воплощения.
По той же Библии, рождение случилось в пути. Плотник Иосиф вместе с женой Марией пошли из Галилеи в Вифлеем. Римский цезарь Август, которому подчинялся Ирод и вся Иудея, как раз приказал проводить перепись. Вот и двинулся законопослушный Иосиф в Вифлеем, откуда был родом, — так сказать, к месту прописки, чтобы подтвердить властям свое наличие на свете. А по дороге у беременной жены начались роды — ну, а дальше все вы знаете. Написано множество картин на тему рождения Христа. Все они изображают маленького Спасителя, лежащего на сене в хлеву рядом с коровками и овечками. Картинка эта настолько врезалась в сознание, что многие даже в Евангелии ищут соответствующее описание. Увы, там об этом сказано кратко: «Наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». А о коровках и прочем рогатом скоте — ни слова. Все остальное и до сегодняшнего дня дорисовывает фантазия художников.
Откуда же тогда взялась елочка, свечи на ней, гирлянды? По мере распространения христианства оно достигло севера Европы — Германии. Язычники-германцы зимой поклонялись ели. Вечнозеленое дерево символизировало у них вечную жизнь. Его принято было украшать яблоками — других-то плодов в тогдашней Северной Европе и не было. А свечи — это самый известный символ тающей человеческой жизни. Он лишний раз напоминает: правильно ли мы эту жизнь тратим? Церковь, по сути, максимально подогнала Рождество ко дню Зимнего солнцестояния. Оно выпадает на 21 или 22 декабря. Как раз тогда у нас самые длинные ночи в году. После них дни снова начинают расти, живется сразу легче, человек физически чувствует, благодаря солнечному свету, что весна обязательно вернется. Очень разумно было совместить языческий праздник с христианским — он идеально вписывался в космический ритм.
Но чтобы покорить весь мир, христианство должно было содержать какое-то очень важное для человечества зерно. В какой мир пришел Христос? Несколько раз в году римские амфитеатры окрашивались кровью человеческих жертв. Публика ходила смотреть, как люди на арене убивают друг друга, так же, как мы сегодня ходим на футбольный матч. Будущее пытались узнать, гадая на внутренних органах только что убитых животных. А иногда — и на печени или сердце человека. Свое племя — все. Чужое — ничто. Из черепа врага можно сделать чашу для питья. Самое главное — достичь богатства и власти. И вот на этой Земле появляется человеческое существо, явно наделенное необычными способностями, но не делающее карьеру по бессердечным правилам мира сего и провозглашающее, что Бог есть любовь, и нет ни эллина, ни иудея.
До Христа боги — это небесная бюрократия, которой нужно тащить взятку в виде жертвенного тельца или барана. Просто такая разновидность коррупционеров. Страшно далеки они от народа! Христианскому Богу мясо не нужно. Он его не ест, как Юпитер или Перун. До Иисуса богами объявляли себя некоторые цари. В таком самозванстве был замечен, например, Александр Македонский. Многих римских императоров тоже объявляли богами после смерти. Все это тоже отрывало небо от простого человека. Получалось, что богом может быть только большой начальник. А тут появляется Сын Божий, искупающий своей смертью все грехи человечества. Причем в семье самого простого, ничем не примечательного плотника.
История Христа была просто обречена на пересказ. Кроме всего прочего, это был еще и замечательный литературный сюжет. Он содержал странствия, исцеление больных, создание группы последователей-учеников, изгнание торговцев из храма, неправедный суд, который всегда угрожает человеку, смерть и надежду на будущее воскрешение. Рассказ о Христе был понятен любому неграмотному субъекту, в жизни не видевшему ни одной книги. Это была первая планетарная идеологическая революция. Ведь принцип Христа «нет ни эллина, ни иудея» означал, что человека нужно оценивать не формально, по племенной принадлежности, не по графе в паспорте, говоря современным языком, а по тому, хорош он или плох — по поступкам. По крайней мере, так я этот вопрос понимаю.
До революции главным зимним праздником было Рождество, а не Новый год. И это было правильно. Ведь Новый год отмечали по старому стилю. Рождество его предваряло. А перед этим шел сорокадневный Филиппов пост. Большевики знали, что делали, когда подменяли календарь, а Вифлеемскую звезду на елке заменяли масонской пятиконечной. Салатик «Оливье», мясцо, шампанское с водочкой — всему народу массово вместо поста подсовывают соблазн чревоугодия. И не хочешь, а нажрешься, как свинья, до фейерверка в глазах. Это была такая руководящая установка сверху — оскоромить всех христиан, вогнать их в массовый грех. Тут нужно что-то решать: или Рождество перенести на 25 декабря, как у греков и болгар, или вернуть старый стиль и Новый год передвинуть на то место, где он был раньше, или все-таки, вопреки языческим традициям, не придаваться излишествам за неделю до очередного рождения Спасителя.
Олесь Бузина, 5 декабря 2013 года
Также в тему...
Не все знают, что раньше 7 января отмечали не только праздник Рождества Христова, но и День победы над войсками французского императора Наполеона Бонапарта в Отечественной войне 1812 года (установлен манифестом Александра I от 6 января 1813 г.).
На основании вышеизложенного, поздравляю с Рождеством Христовым и с Днём победы в Отечественной войне!