Убийство было осуществлено украинскими националистами в отместку за то, что Перацкий возглавлял пацификацию, в ходе которой многие активные члены ОУН* были подвергнуты аресту. Однако в Польше распространено мнение, что таким образом радикалы из ОУН, опасаясь уменьшения своего влияния на украинское население страны, попытались предотвратить соглашение между официальными властями и умеренными группами украинцев, переговоры о котором вел глава МВД Польши.
Распоряжение об организации покушения на Перацкого отдал Степан Бандера, а руководство мероприятием осуществлял Микола Лебедь. Всего судом в Варшаве к смертной казни через повешение и различным срокам заключения было приговорено 12 человек. Позже было принято постановление об амнистии, и смертные приговоры были заменены на пожизненное заключение. В сентябре 1939 года после нападения Германии на Польшу Бандера вышел из заключения.
В канун даты окончания Варшавского процесса польский портал polishclub.org опубликовал материал, посвященный польско-украинским отношениям, в котором говорится о легкомысленном подходе нынешних польских властей к антипольскому бандеризму в Украине. Автор пишет, что просматривая Facebook, обнаружил интересную запись Агнешки Марчинюк — политика из правой партии «Wolnosc», сообщающую о том, к чему ранее привело беспечное отношение властей предвоенной Польши к деятельности украинских националистов. Далее приводится комментарий Агнешки Марчинюк по этому поводу:
«13 января 1936 года Степан Бандера был приговорен к смертной казни приговором окружного суда в Варшаве. Бандера, будучи морально ответственным за геноцид, осуществленный ОУН-УПА* в отношении поляков во время Второй мировой войны, до 1939 года занимался террористической деятельностью. Смертная казнь была заменена на пожизненное заключение, а Бандера вышел на свободу уже в сентябре 1939 года. 82 года назад, 13 января, был объявлен приговор по делу об убийстве министра внутренних дел Бронислава Перацкого. Теракт совершила Организация украинских националистов, 15 июня 1934 года в Варшаве в клубе на ул. Фоксал. За короткое время поймали одного из организаторов теракта. Микола Лебедь сбежал в Германию, но немецкие власти выдали его полякам. В том же году чешская разведка передала польской стороне, так называемый архив Сеныка, содержащий много ценных документов ОУН. Имея их, польские спецслужбы арестовали более 800 членов этой террористической организации. Тогда же удалось захватить Степана Бандеру и Романа Шухевича. Если бы приговоры были исполнены, то не дошло бы до геноцида на Кресах, который осуществили ОУН-УПА? Может, масштаб убийств был бы меньше? Возможно, не было бы руководителей, которые раскрутили бы спираль ненависти? Возможно, что участь поляков и украинцев была бы другой…».
Следует отметить, что подобное отношение к Степану Бандере характерно для польского общества. В частности, в годовщину убийства лидера украинских националистов в польских соцсетях распространяли следующие демотиваторы с призывами: «15 октября 1959 года – в Мюнхене в результате покушения осуществленного агентом КГБ Богданом Сташинским погиб лидер украинских националистов Степан Бандера. Через несколько дней годовщина. Предлагаю вывесить в этот день польские флаги, как и в каждый национальный праздник».
Также после переименования Московского проспекта в Киеве в проспект имени Бандеры в польских социальных сетях горячо обсуждалось предложение некоторых пользователей о переименовании одной из улиц Варшавы в улицу Богдана Сташинского.
Что же касается мнения Агнешки Марчинюк о том, что исполнение приговора суда в отношении Бандеры смогло бы как-то повлиять на геноцид на Волыни, то можно предположить, что казнь лидера украинских националистов вряд ли бы уменьшила масштабы убийств поляков. Организация украинских националистов была основана на человеконенавистнической идеологии и изначально провозгласила своей целью создание этнически чистого независимого государства под лозунгом «Украина – для украинцев!». Поляки, признанные главными врагами, подлежали уничтожению, и территория будущей незалежной Украины должна была быть очищена от них. И в данном случае убийство лидера ОУН вряд ли бы что-то изменило в целях и методах действий этой организации.
Источник