Отмена крепостного права

__________________________________________


«Чтение манифеста (Освобождение крестьян)». Художник Борис Кустодиев


17 марта 1861 года, в Прощеное воскресенье, в Успенском соборе Кремля после литургии впервые был обнародован Манифест об отмене крепостного права

Монархи Российской империи с начала XIX столетия неоднократно поднимали вопрос об отмене крепостного права. В годы царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения этой проблемы. Но вопрос был столь непрост, так серьезно затрагивал интересы двух основных сословий России — дворянства и крестьянства, что ни царь, ни все высшее руководство империи долго не решались перейти от замыслов к конкретике.

Только после неудач Крымской войны, когда стало наглядным техническое отставание России от ведущих стран Запада, вопрос об отмене крепостного права окончательно перешел в практическую плоскость. Ведь личная зависимость 37% всего населения России препятствовала и экономическим, и военным реформам нового императора Александра II.

«Секретный комитет по крестьянскому делу» был создан царем еще в 1857 году. Фактическими создателями Манифеста об отмене крепостного права стали два видных общественных деятеля России того времени — славянофилы Юрий Федорович Самарин и Николай Алексеевич Милютин. Примечательно, что Самарин сам был крупным помещиком, владея в Тульской и Самарской губерниях множеством крепостных, но общественные интересы он ставил выше личных и был убежденным сторонником отмены крепостного права.

К концу 1860 года были готовы основные параметры крестьянской реформы и разработанный Милютиным и Самариным проект царского Манифеста об отмене крепостного права. Проект император Александр II отправил митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (в миру Василию Михайловичу Дроздову). На тот момент митрополит Филарет уже 35 лет руководил центральной митрополией Русской православной церкви и по праву считался ее самым авторитетным деятелем. Именно он в 1856 году проводил коронацию Александра II.


В письме, отправленном из Санкт-Петербурга в Москву к митрополиту Филарету, говорилось: «Государь полагается совершенно на высокий дар красноречия Вашего высокопреосвященства и на ревностное усердие Ваше к делу, столь важному для Отечества, столь близкому к сердцу первого пастыря нашей Церкви. Руководимый сими чувствами и сим доверием, Государь представляет Вашему высокопреосвященству сделать все те изменения или прибавления, кои бы Вы признали соответствующими чувствам его величества и собственно Вашим, для лучшего успеха в достижении положенной цели».


Митрополит Филарет, ныне причисленный к лику святых, в январе-феврале 1861 года подготовил окончательную редакцию царского Манифеста об отмене крепостного права. Православная церковь тогда была главным авторитетом в народе, куда более уважаемым русским крестьянством, чем светские власти, поэтому важнейший манифест в том виде, в каком его предстояло услышать миллионам освобождаемых крестьян, окончательного готовил высший иерарх русского православия.

Подготовленный митрополитом Филаретом итоговый проект царского манифеста «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» был подписан императором Александром II 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года.

 

Ровно через две недели началось обнародование данного документа. И впервые слова об отмене крепостного права прозвучали под сводами древнего Успенского собора Кремля. Произошло это 17 марта (5 марта по старому стилю) 1861 года, в последний день Масленицы, Прощеное воскресение. Под священными сводами Успенского собора после торжественной Литургии равно в полдень впервые публично прозвучали слова царского манифеста: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».

После провозглашения манифеста в Успенском соборе прошло его чтение в других соборах Москвы и Петербурга, а в последующие недели и во всех других городах Российской империи. Крестьянская реформа 1861 года не решила все сложнейшие социальные проблемы России полуторавековой давности, но позволила нашей стране продолжать дальнейшее экономическое и общественное развитие. Именно поэтому она по праву стоит в числе русских побед, укреплявших и развивавших нашу государственность.

Примечательно обращение митрополита Филарета, направленное русскому царю Александру II вскоре после обнародования манифеста на седьмую годовщину его коронации: «Благочестивейший Государь! Приветствуем тебя в седьмое лето твоего царствования. У древнего народа Божия седьмое лето было летом законного отпущения из рабства. У нас не было рабства, в полном значении сего слова: была, однако, крепкая наследственная зависимость части народа от частных владельцев. С наступлением твоего седьмого лета ты изрек отпущение. Обыкновеннее сильные земли любят искать удовольствия и славы в том, чтобы покорить, и наложить иго. Твое желание и утешение – облегчить твоему народу древние бремена, и возвысить меру свободы, огражденной законом».


Алексей Волынец


Также по теме...


Некоторые факты об особенностях крепостного права в России.


Мифы и предрассудки о царской России


Мифы о русском «рабстве»


Крепостное право: откуда оно взялось и что отменили в России в 1861 году

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 18).

реклама 18+

 

 

 

___________________

 

___________________

 

_________________________

   _________________________________