Утро началось не с кофе, а с новости о том, что Турция назвала дату запуска газопровода в обход (!) России. «Нож в спину Путину» Эрдоган вонзит 12 июня. Аккурат, на День России. Сказать, что это сообщение возбудило адептов секты перемог по всему постсоветскому пространству — не сказать ничего. Победные пляски продолжаются и сейчас. Ещё бы! Ненавистная «рашка», которая давно живёт «исключительно за счёт продажи углеводородов», получит серьёзного конкурента, который заберёт её доходы. А, следовательно, у неё будет меньше средств на финансирование «войны на Донбассе», «подрывной деятельности против Украины», строительства «Моста, которого нет», инвестиций в Крым, «вмешательства в новые американские выборы» и т.д. В сухом остатке, Россия — фсё. Уже скоро.
Но! Если читать дальше заголовка и скупых строк, выдаваемых новостными лентами, то картина выходит следующая.
Мощность «Трансанатолийского потока» — 16 млрд кубов газа в год. Из которых 6 пойдёт в Турцию и 10 в ЕС.
Для справки: Газпром в 2017 году поставил в ЕС 193,6 млрд кубов + ещё 55 млрд даст Северный поток-2. Общая потребность ЕС в газе — 420 млрд кубов.
Так что перемога над Россией и «Турецкий экономический рывок», анонсированный неполжЫвцами в твиттере составляет всего 2,4% против 40% Газпрома.
Более того, цена азербайджанского газа (отягощенного турецким транзитом) будет выше российского. И, да! Газпром вовремя закрепил за собой южно-европейское направление, анонсировав «Турецкий поток», и тем самым занял оптимальный и наименее дорогостоящий маршрут.
Теперь про «обход». Как можно «обойти» Россию там, где кратчайшая прямая не проходит через её территорию, — для меня остаётся загадкой, которая лежит на совести «мастеров заголовка». Которые, по всей видимости, или не смотрели на карту, или рассчитывали на географическую безграмотность своих читателей.
Что касается «зрады» от Алиева и Эрдогана, то напомню, что в бизнесе нет и не может быть ничего личного. Иначе это выйдет халоймес по образу и подобию украинской экономики, где всё завязано исключительно на «дружеских» и чуть ли не «родственных» отношениях между Киевом и Вашингтоном, Брюсселем, МВФ и прочими.
Так вот. Алиев не обещал, что не будет продавать газ в ЕС. Эрдоган не обещал не покупать не российский газ. Таких клятв Путину не давала и Европа.
Это просто бизнес. Причём, очень и очень маленький, если сравнивать с российским объёмом поставок.
И усматривать в нём какие-то «ножи в спину» и тем более угрозы экономике России и надежды на фиаско второго «Северного потока» — просто глупо.
Вдвойне глупо этому радоваться Украине. Которая, вместо того, чтобы считать деньги в чужом кармане и газ в чужих трубах, задумалась бы лучше о том, что с каждой проложенной мимо неё трубой, привлекательность украинской ГТС падает. В связи с чем уже сейчас надо задумываться, за чей счёт они будут харчеваться в обозримом будущем.
Юлия Витязева