26 мая 1829 года бриг «Меркурий» в одиночку одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями

_________________


Этот день в истории:

26 мая 1829 года бриг «Меркурий» в одиночку одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями у берегов Босфора...По количеству орудий суда противника десятикратно превосходили двухмачтовый русский бриг. На вражеских кораблях была к тому же морская элита османов, включая возглавлявшего флот капудан-пашу... источник


Бриг "Меркурий" корабль Черноморского флота, при капитан-лейтенанте Александре Ивановиче Казарскому выжил в неравной схватке с двумя линейными кораблями Турции, что равносильно чистой победе. Этот подвиг русских моряков и офицеров был настолько нереальным и фантастичным в 19 веке, что облетел весь мир, о нем с уважением говорила Турецкая сторона, а сам подвиг был увековечен памятниками в Москве и в Севастополе, а так же отразился в творчестве художников, поэтов и писателей. А так же, в памятных монетах и марках. 

История маленького героя начинается в 1820 году, когда его спустили на воду в Севастополе. Этот корабль был построен нашими мастерами, из местного Крымского дуба. Годами ранее, парусные корабли Российской Империи строили иностранные державы. Бриг "Меркурий" вышел довольно с крепким корпусом, и с хорошей устойчивостью в непогоду. Но обладал, к сожалению, не высокой скоростью при хорошем ветре, из-за низкой осадки. Поэтому был дополнительно снаряжен веслами по семь штук на каждый борт.

Парусное вооружение было следующим: две мачты (фок и грот). Каждая мачта несла четыре рея и, соответственно, четыре прямых паруса: фок, фор-марсель, фор-брамсель и фор-бом-брамсель на фок-мачте; грот, грот-марсель, грот-брамсель и грот-бом-брамсель на грот-мачте. Также на грот-мачте имелся гафельный парус, улучшающий манёвренность. На штагах располагались стакселя (грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель) и кливер. На бушприте красовалось изображение древнеримского бога Меркурия. Назван он был в честь русского катера, который отличился в русско-шведской войне 1788—1790 годов.

 

Характеристики Брига

Длина корпуса: 30 м.

Ширина: 9,7 м.

Осадка: 2,9 м.

Водоизмещение: 390-445 т.

Артиллерийское вооружение: 24 ф./18 шт и 3ф/2 шт.

Численность экипажа: 115 ч.

Срок эксплуатации: 37 лет. 

 

 

Поначалу своей службы, бриг "Меркурий" занимался охраной прибрежной зоны кавказских территории. Точнее, не давал спокойной жизни местным контрабандистам smile . Продолжалось так вплоть до 1828 года, до начала русско-турецкой войны. Во время русско-турецкой войны, бриг "Меркурий" принимал участие во взятии крепостей Анапа, Бургас, Инада, Сизополь, Варна. Так же ему выпала честь сопровождать корабли, на котором плыл сам Николай I из захваченной Варны в Одессу. За время активной военной службы, на корабле "Меркурий" сменилось 4 капитана. Из них, более интересным можно назвать Семёна Михайловича Стройникова, который станет очевидцем подвига небольшого корабля.

В 1829 году капитанский мостик занимает Казарский А.И.

 

Александр Иванович Казарский

 

А в мае 1829 года происходит знаменитый подвиг:

У пролива Босфор несли службу, и одновременно проводили разведку три русских корабля: фрегат "Штандарт", и два брига "Орофэй" и "Меркурий" под командованием капитан-лейтенанта Сахновского. Неожиданно, они заметили турецкую эскадру, в числе 14 судов шедшую от берегов Анатолии. Сахновскому захотелось поближе разглядеть суда, и курс, который они держали. Приказав "Меркурию" лечь в дрейф, он с более быстрыми кораблями приблизился к вражеской эскадре. Туркам это не понравилось, и несколько кораблей, отклонившись от курса, поплыли навстречу Сахновскому. Заметив это, Сахновский разворачивает корабли, подает сигнал "Меркурию", что бы тот встал с дрейфа и избрал курс, каким судно имеет преимущественный ход до Сизополи, где в порту стояла русская эскадра кораблей.

Фрегат "Штандарт" и бриг "Орофэй" спокойно смогли уйти от преследования, обогнав бриг "Меркурий". А вот Казарскому пришлось не сладко. Пока он выходил из дрейфа, набирал скорость. Два турецких корабля, которыми оказались линейными, уже догонял "Меркурий". Осознав всю тяжесть ситуации, Казарский собирает всю свою команду на собрание. Начиная с самого низкого чина, было принято единогласное решение, вступить в неравный бой с неприятелем, и в случае когда корабль уже вот-вот пойдет ко дну, притереться к ближайшему кораблю бортами, и взорвать крюйт-камеру. Предварительно, заряженный пистолет оставили рядом с крюйт-камерой, и единственный выживший должен был из него выстрелить...

В течение трех часов длилась погоня, пока, один из линейных кораблей - "Селимие" со 110 пушками на борту, не стал заходить "Меркурию" с правого борта.

С другого борта стал заходить второй линейный корабль 74-пушечный «Реал-бей». 

 

Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892

 

И начался бой! Сначала турки предложили русским сдаться, но ответом стал мушкетный огонь с квартердека, и огонь пушек с обоих бортов. Казарский специально стрелял книпелями, по парусному вооружению обоих линейных кораблей, что бы лишить их скорости и маневра.

Турки открыли ответный огонь. Несколько ядер попали по корпусу, но бриг выдержал. Штурман, пытался всячески не подставлять корабль под выстрелы и маневрировал. Особую роль здесь сыграли матросы, которые дополнительно гребли веслами.

После каждой канонады линейных кораблей, турки приказывали русским спустить паруса и сдаться, на что ответом были выстрелы пушек. Бриг "Меркурий" горел три раза! Получал ядра в борт и в паруса, но все равно продолжал сражаться не на жизнь, а на смерть. Вскоре, ядра "Меркурия" перебили ватер-штаг и повредили грот-брам-стеньгу "Селимие", что совершенно нарушило гротовый рангоут корабля и заставило его лечь в дрейф. Один линейный корабль вышел из боя. Но второй, «Реал-бей», не думал оставлять бриг. В течение часа, меняя галсы, он бил "Меркурий" жестокими продольными залпами. И так продолжалось до тех пор, пока бриг ответным залпом повредил значительно рангоут и такелаж, «Реал-бея». Второй линейный корабль не смог дальше преследовать бриг "Меркурий".

Вскоре, "Меркурий" вернулся в Сизополь, на удивление и радость фрегату "Штандарт" и "Орофей" которые уже смирились с мыслью, о гибели товарищей.

Бриг вышел победителем! Он получил 22 пробития в корпус, 133 дыр в парусах, четверо погибших, и восемь раненых, в том числе ранение получил сам Казарский. Турецкая сторона обошлась без потерь.

Удивительно так же то, что во время боя на «Реал-Бее» находился предыдущий командир «Меркурия» — пленный капитан 2 ранга Стройников, без боя сдавший несколькими днями ранее фрегат «Рафаил». Когда бой только начался, турки спросили у Стройникова, как будет действовать капитан брига, уже ввязавшегося в бой, на что он им ответил: Если они решили биться, то будут биться до последнего, и постараются взорвать свой корабль для наибольшего вреда турецкой стороне. Возможно турки прислушались к его словам.

Новость о героизме русского брига облетела всю Империю. Вот что писали в газетах:

Цитата

Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания; он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотвержение, оказанные при сем командиром и экипажем «Меркурия», славнее тысячи побед обыкновенных.

«Одесский вестник»

Не обошли внимание и сами турки:

Цитата

Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь.

Штурман с "Реал-бей"

Молодого Казарского (28 лет) наградили орденом Святого Георгия IV класса, остальным офицерам дали ордена Святого Владимира IV степени с бантом. Остальные матросы получили знаки отличия военного ордена. Многих повысили в званиях, Казарского до капитана 2 ранга. Сам корабль, за проявленное мужество и героизм был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Это был второй корабль в Российском флоте, кто получил такую высокую награду.

Это событие стало ярким моментом в ходе русско-турецкой войны, и в русском флоте в целом.

К сожалению, после своего подвига, бриг "Меркурий" встал на долгий ремонт с 1829 по 1836 год. Но позже вернулся в строй, и продолжил свою службу, но уже, с другим капитаном. Позже, "Меркурий" принял участие еще в одной русско-турецкой войне 1837-1839 годов, а затем и в Крымской войне 1854-1856 гг. Во время Крымской войны корпус «Меркурия» был использован при наведении понтонного моста через Южную бухту Севастополя.

А в 1857 году был списан на берег из-за преклонного возраста и своей ветхости.

В память о таком герое, Николай Первый дал указ, что бы всегда в составе черноморской эскадре был корабль с именем: "Память Меркурия".

А известному художнику Айвазовскому, принесли часть корпуса корабля, для рамы его картины, посвященному Меркурию.

По инициативе Командующего Черноморской эскадрой М.П. Лазарева, в 1834 году в Севастополе на средства собранные моряками, установили памятник. Высокий постамент, на котором выбита надпись: "Казарскому. Потомству в пример", венчает бронзовая триера с древнеримским богом Меркурием.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 115).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА