После подписания безоговорочной капитуляции Германии в мае 1945 года некоторое время формально действовало нацистское правительство во главе с гросс-адмиралом Карлом Дёницем. Однако оно контролировало ничтожную часть германской территории, а 23 мая все его члены были арестованы и вскоре многие из них предстали перед судом Нюрнбергского трибунала. Однако период «безвластия» был недолгим.
5 июня 1945 года военачальники союзнических войск — Георгий Константинович Жуков, Дуайт Эйзенхауэр, Бернард Монтгомери и Жан Мари Латр де Тассиньи подписали «Декларацию о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки и Временным правительством Французской Республики». В декларации провозглашалось, что после поражения Германии в стране не осталось центрального правительства или какой-либо власти, которая могла бы обеспечить порядок, осуществлять управление страной и выполнять требования победителей. Поэтому всю полноту власти, как верховной, так и на местном уровне, берут на себя правительства стран-союзников. В соответствии с подписанной декларацией, все германские войска должны быть полностью разоружены, а немецкие военнослужащие объявлены военнопленными. Все самолеты, гражданские и военно-морские суда Германии, предназначенные для военных целей оборудование и материалы, а также предприятия военной промышленности поступают в полное распоряжение союзников. При этом СССР, США, Англия и Франция могут располагать свои войска и гражданские службы в любой части побежденной страны.
Декларация обязывала возвратить союзникам всех, кто находился в германском плену, а до момента освобождения — заботиться об их здоровье, питании, жизни и имуществе. Одна из статей прямо указывала, что главные нацистские лидеры и все те, кого подозревают в совершении военных преступлений, должны быть арестованы и переданы представителям союзников.
Основные положения Декларации были сформированы задолго до Победы, при активном участии советских дипломатов. С конца 1943 года они, участвуя в работе Европейской консультативной комиссии в Лондоне, совместно с представителями Англии и США разрабатывали предложения о послевоенной судьбе Германии. Многие положения вошли в текст Декларации по требованию советской стороны. В частности, требование объявить всех немецких солдат и офицеров военнопленными объяснялось необходимостью развенчать миф о непобедимости гитлеровской армии, а также тем, что выход на рынок труда нескольких миллионов солдат в условиях послевоенной разрухи был бы чреват серьезными потрясениями.
В дальнейшем, осенью 1944 года, когда стало ясно, что война подходит к концу был заключен «Протокол Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении «Большим Берлином»». Основные положения этого документа позднее получили подтверждение на Ялтинской конференции союзных держав в феврале 1945 года. Тогда в Ливадийском дворце Сталин, Черчиль и Рузвельт принципиально подтвердили договоренность о разделе Германии на секторы оккупации. Кроме того, союзники заявили, что их главная цель после общей победы состоит в том, чтобы распустить все германские вооруженные силы, изъять или уничтожить военное оборудование ликвидировать все нацистские организации — то есть, сделать так, чтобы Германия больше никогда не представляла угрозы миру.
В дополнение к Декларации о поражении Германии 25 июля 1945 года Советский Союз, Англия, Франция и США заключили соглашение, согласно которому окончательно упразднялись все вооруженные силы Германии, а также такие организации, как СС, СА, СД и гестапо, под запрет попадали все виды военного обучения и военной пропаганды.
Декларация, принятая 5 июня 1945 года, наряду с другими соглашениями союзников, стала правовой основой управления союзных держав в послевоенной Германии