Основатель Bridgewater Рэй Далио назвал ряд причин для такой беспрецедентной медвежьей позиции, заявив, что «рынки уязвимы, поскольку ФРС выводит ликвидность и повышает ставки, делая наличность более дефицитной и более привлекательной».
Также он добавил, что «варианты установления цен опционов отражают небольшой спрос инвесторов на защиту от возможного преодоления экономикой пузыря, а также практически не имеет шансов на дефляцию, которая очень вероятна при следующем спаде», что напугало Bridgewater, это то, что произойдет в 2020 году, когда влияние стимула Трампа достигнет пика, и пойдет в обратном направлении.
Вот что написал Дженсен: «Если такие сильные условия потребуют дальнейшего ужесточения ФРС, после 2019 года почти не будет ужесточения цены. Доходность по облигациям не вырастет в значительной степени, что подразумевает, что кривая доходности продолжит сглаживаться.
Это означает неудовлетворительный ряд условий, учитывая, что дефицит государственного бюджета продолжит рост даже после пика фискальной стимуляции, а ФРС планирует продолжить сокращение баланса, трудно представить привлечение покупателей облигаций с кривой доходности, продолжающей сглаживаться».
Результатом стал печально известный вывод хедж-фонда: «Мы строим медвежьи прогнозы по финансовым активам, поскольку экономика США движется к концу цикла, ликвидность была выведена, а рынки продолжили ценообразование с учетом последних условий, несмотря на меняющийся фон».
Сегодня никто иной как бывший председатель ФРС Бен Бернанке повторил это почти дословно, объяснив свой внезапно довольно суровый взгляд на экономику.
Бернанке полагает, что экономика США, которая в мае вошла во второй по величине период расширения за всю современную историю, движется по направлению к моменту «падение койота» (Wile E. Coyote) в 2020 году, который придется как раз на момент переизбрания Трампа, согласно Bloomberg.
Выступая в Американском институте предпринимательства, Бернанке заявил, что воздействие от налогового стимула Трампа в $1+ трлн «усложняет работу ФРС», потому что это происходит в период очень низкой безработицы.
Также это означает, что чем больший рост получит экономика благодаря фискальным стимулам, тем сильнее окажется дальнейшее падение.
Повторив примечания Bridgewater, Бернанке сказал, что, несмотря на то, что стимулирование «в этом году и в следующем году ударит по экономике, в 2020 году момент Wile E. Coyote «приведет к падению с обрыва», когда экономика США столкнется с тем, что Bridgewater назвал «неустойчивым набором условий».
Самое интересное здесь то, что это Бен Бернанке постоянно обвинял Конгресс в том, что он сделал недостаточно для того, чтобы ускорить экономику во время своего пребывания на посту.
И это Бернанке три года спустя обвиняет президента и Конгресс в том, что он сделал слишком много.
Вот комментарий NYT по теме: «Конгресс в значительной степени несет ответственность за неполное восстановление после финансового кризиса 2008 года, отметил экс-председатель ФРС Бен Бернанке в заметке, опубликованной в понедельник.
Бернанке, который покинул ФРС в январе 2014 года после 8 лет работы на посту председателя, говорит, что реакция ФРС на кризис оказалась смелой и эффективной, но недостаточной.
«Я часто говорил, что денежно-кредитная политика не была панацеей. Нам нужен Конгресс, который способен выполнить свою часть работы. После того, как кризис утих, этой помощи получено не было».
И теперь, когда Конгресс перевыполнил свою часть, Бернанке прогнозирует крах менее чем через 2 года.
Еще большая ирония в том, что реальная причина предстоящего краха не имеет ничего общего с Трампом, чье стимулирование в размере $1 трлн — это ничтожно мало, учитывая, удвоение долга США в период предыдущей администрации и вливание ликвидности в $20 трлн Бернанке и его коллег из центробанков после финансового кризиса, что поставило мир и рынки капитала в то, что Deutsche Bank назвал метастабильными условиями.
Но, имея сейчас удобного козла отпущения в Белом доме, ФРС — и, конечно же, одного человека, который заверял, что разрыв пузыря текущего актива будет ничем иным, кроме как зрелищем, Бен Бернанке будет более чем счастлив возложить всю вину за предстоящую экономическую катастрофу на Дональда Трампа.
Иными словами, в отличие от его преемника Джанет Йеллен, которая покинула свой пост, считая, что в ее жизни не будет еще одного финансового кризиса, Бернанке просто прогнозировал, что вся экономика резко рухнет всего за 2 года — намного меньше, чем 10 лет дополнительного непрерывного расширения, недавно предсказанного CBO.
Управление Конгресса по бюджету прогнозирует, что в 2020 году рост замедлится до 1,8%. В то же время, основываясь на недавнем заявлении, ФРС полагает, что стимул Трампа приведет к перегреву экономики и заставит инфляцию, измеряемую индексом цен PCE, преодолеть цель центробанка в 2%, что заставит ФРС повышать ставки на 3,5%-4%, тот показатель, который, по словам Бернанке, никогда не будет достигнут при его жизни.
Один из репортеров Bloomberg отметил иронию в словах чиновников, обвиняющих сокращение налогов Трампа в слишком многом, чтобы поддержать экономику.
Когда президент проходил через предвыборную кампанию, он заявил, что экономика США была большим пузырем, поддерживаемым низкими процентными ставками ФРС. Теперь ФРС заявляет, что это большой пузырь, подкрепленный сокращением налогов президента.
Бернанке повторил обсуждение AEI бывшим губернатором ФРС Кевином Уоршем и нынешним суровым критиком ФРС, который неоднократно и справедливо обвинял ФРС в том, что он взорвал то, что вполне может оказаться последним пузырем.
В настоящее время экономист Стэнфордского университета Уорш, которого когда-то считали главным претендентом на пост Джанет Йеллен, отметил, что он будет свободно говорить с опорой на заранее подготовленный текст выступления и пошутил: «Я не буду говорить так же свободно как Бен, когда он рассуждал о Wile E. Coyote и о том, что произойдет с экономикой в 2020 году».
Благодаря главам центробанков разросся многотриллионный пузырь, который они помогли создать, и трагические последствия, которые он может иметь для экономики — это просто: шутка.
Единственная «хорошая новость» состоит в том, что они, по крайней мере, во всем обвинят Трампа.