В Законе о торговле 1974 года указано, что Китай, СССР и другие социалистические государства относятся к странам с нерыночной экономикой. Таким образом, статус MFN может быть предоставлен КНР только на определенных условиях. В 1980 году, когда отношения между двумя странами улучшились, США предоставили КНР условный статус MFN. С каждым годом торговый альянс двух стран продолжал крепнуть, поскольку считалось, что, открыв американскую экономику китайскому импорту, Соединенные Штаты смогут мягко подтолкнуть Пекин на путь экономического либерализма, многопартийной демократии и отказа от гегемонистских проектов. В 2000 году Китай окончательно утвердился в статусе PNTR, который, в свою очередь, способствовал вступлению КНР во Всемирную торговую организацию. Вскоре экономика КНР безвозвратно переплелась с экономикой США.
Как выглядел бы мир, если бы Соединенные Штаты не предоставили Китаю статуса PNTR? В рамках одного из возможных сценариев Китай придерживался бы экономической стратегии, основанной на содействии развитию предпринимательства среди коренных народов КНР и продолжил бы улучшать условия жизни собственных рабочих, как это было в 1980-х годах. Вместо этого Пекин решил не использовать свободные средства для улучшения жизни рядовых граждан, а перенаправить их в экспортный сектор. Это стало возможно благодаря статусу PNTR.
Китай вполне мог бы достигнуть аналогичных экономических успехов, использовав более сбалансированный и гуманный подход к развитию. Однако для этого потребовалось бы, чтобы центральное правительство передало инструменты контроля в руки своих граждан. Получается, что вместо того, чтобы способствовать большей открытости китайского общества и установлению либерализма в КНР, статус PNTR привел к совершенно противоположному результату, создав условия для введения более жесткого контроля со стороны центрального правительства в отношении собственного населения.
Тем временем процесс вхождения Соединенных Штатов в эпоху глобализации проходил бы совершенно по-другому: вместо переноса большей части своей промышленной базы в авторитарную страну, которая нередко проявляет свой агрессивный характер, возможно, США укрепили бы свои экономические связи с демократически ориентированными государствами Латинской Америки, Азии и других регионов мира. Конечно, торговля с Китаем продолжилась бы, но у американских корпораций не было бы стимула для размещения производственных мощностей в одной из последних в мире коммунистических диктатур, которая рассматривает экономическое развитие как оружие для завоевания большей власти и влияния.
Пути назад нет. Мы не можем переписать историю. Американская двухпартийная коалиция обещала своим гражданам, что предоставление КНР статуса PNTR поможет обеспечить процветание американской нации, что в ближайшем будущем КНР перестанет быть врагом и превратится в друга США. Американские граждане оказались достаточно глупы, чтобы попасться на эту удочку. Однако, что нам делать сейчас? Для начала следует признать, что США совершили серьезную ошибку.