Калининградским археологам посчастливилось найти уникальные захоронения загадочного народа. Редчайшие артефакты, датируемые 4-6 веками нашей эры, принадлежащие эстиям, показали журналистам в областном историко-художественном музее.
Сенсационные находки из золота и серебра, которые носила знать этого народа, конские украшения, сбруи — все это раскопали археологи Самбийской археологической экспедиции в древних курганах калининградской земли. Подобные находки были сделаны немецкими археологами 136 лет назад, рисунки попали в учебники по археологии Пруссии.
Фибулы, браслеты, женская подвеска, серебряные накладки для седел с драконом, пожирающим свою лапу – все эти вещи исполнены в древних скандинавских и германских традициях. Отреставрировали пока 30 изделий. Даже на деталях конной упряжи – изящное чернение и вставки из гранатов. Все говорит о том, что эти вещи принадлежали богатым представителям загадочного народа эстиев.
КОНСТАНТИН СКВОРЦОВ, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ РАН, рассказал: «Это главы кланов, главы больших семейств, которые сидели на Янтарном пути и контролировали его, поэтому все эти вещи, большая часть этих вещей, происхождения скандинавского, с элементами среднедунайскими. Это явно показывает вектор их взаимоотношений, с кем они общались. То есть, соответственно, можно сказать, что они общались с такими же великими скандинавскими народами».
Археологи утверждают, что найденные артефакты — современники знаменитого посольства эстиев в итальянской Равенне. Хозяева драгоценностей общались с легендарными вождями пруссов Видевутом и Брутеном. Эта же историческая эпоха описана в «Песне о нибелунгах», герои которой кроили карту древней Европы.
Из выставленных артефактов единственная вещь, которая принадлежит женщине, — подвеска. Она еще называется луница. Подобное находили на Дунае и Украине. Тонкая работа по золоту с вкраплением золотых шариков не хуже римских изделий того времени. Подвеска выполнена в виде серпа луны, от этого получила название луница. Скорее всего, она принадлежала принцессе эстиев.
АНАТОЛИЙ ВАЛУЕВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ, рассказал: «Таких подобных находок на территории Калининградской области за время ее существования, еще не было. И вообще в истории прусской археологии это всего лишь третий факт обнаружения захоронения знати эстиев».
Эти артефакты археологи обнаружили в двух захоронениях. Несмотря на то, что они были ограблены в 14 веке, все-таки часть украшений сохранилась. Грабители не обратили внимание на конское погребение, искали золото среди княжеского праха. Но золотая и серебряная сбруя лошадей оказалась бесценной для науки. Сейчас ожидают реставрации еще целая сотня поврежденных временем вещей. Возможно, именно они до конца откроют тайны народа эстиев – людей, живущих на востоке. http://www.vesti.ru/doc.html?id=1059839
Во времена, когда о Янтарном крае становится известно Нерону (середина I в. н.э.), янтарь снова является предметом торговли. По свидетельству Плиния Старшего, янтарь в огромных количествах вывозят в Римскую империю. Позднее Корнелий Тацит также описывает эстиев как собирателей янтаря, которые не задумываются о его происхождении и сами никак не используют. Интересно описание Тацитом эстиев: “Итак, правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображение кабана.
Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, чаще же дубинами. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением чем нежели это соответствует обычной лености германцев.
Здесь Тацит смешивает описание нескольких сословных образов – безоружный жрец с амулетом кабана (исключающий железо как “нечистый” металл), сельский труженик с дубиной и воин с железным оружием. На связь с кельтами указывает особенность языка и поклонение Матери богов, а также изображения кабана.
В связи с готским нашествием возникает второй этнический кризис населения Янтарного края. К концу I в. н.э. культура насыпных курганов перемещается восточнее Немана до верховьев Оки, бывшие "эстии" заселяют территории нынешней Московской и Калужской области - многие реки и ручьи здесь носят балтские имена. Это часть бежавших от нашествия готов прусских родов могла мигрировать к своей прародине, к близко знакомым родовым сообществам. Считается, что именно эти переселенцы были известны здесь под именем "голядь"...
http://www.ischezli.ru/unkmain.php?fn=estii.html
По мнению ряда историков, первоначально (II век) голядь жили в Восточной Пруссии, а потом мигрировали на восток в верховья Оки, где ассимилировали местных восточных балтов верхнеокской культуры.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D1%8C
О проживании голяди в Западном Подмосковье свидетельствует Ипатьевская летопись. Под 1147 годом сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий, претендовавший на киевский престол, пошел с войском на Новгород Великий, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел воевать Смоленскую волость. Последний принял это предложение и захватил часть смоленских земель в бассейне р. Протвы, притоке Оки, заселенных голядью - "...и шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве..." -записал летописец (ПСРЛ, 1962, с. 339).
К голяди Подмосковья относится и сообщение летописей под 1058 годом о победе Изяслава Ярославича над голядью (ПСРЛ, 1962, с. 114). Нередко это трактуется как свидетельство военного похода Изяслава в Галиндию (Пашуто, 1959, с. 11). Однако Изяслав в эти годы находился на Смоленщине и в Северо-Западной Руси, был занят "установлением" этих земель и вряд ли оттуда мог организовать поход в далекую прусскую Галиндию. Более того, с той же смоленской голядью, по-видимому, связано отмеченное летописями событие 1248 г.: "И Михаиле Ярославичъ московский убьенъ бысть от Литвы на Поротве" (ПСРЛ, 1925, с. 38). Московский князь Михаил Хоробрит вынужден был снова отправиться на Протву, где и погибает в сражении с Литвой. Литва на р. Протве в середине XIII в. это - безусловно потомки голяди. Таким образом, надежно определяется, что в ХI-ХIII вв. в Западном Подмосковье в бассейне р. Протвы проживала голядь....
Летописный регион голяди оставался не доступным для славянской колонизации до XV в., когда московские князья стали основывать города, что и привело к окончательной славянизации остатков балтского племени... http://vyatichi.com/content/view/107/1/