Иван Грозный. Художник — В.М. Васнецов
Астраханское ханство откололось от Золотой Орды в середине XV века. Оно было самым маленьким по территории и по числу жителей осколком некогда огромной державы. Все его население, по некоторым оценкам, составляло не более 20 тыс. человек. Однако это ханство занимало стратегически выгодную позицию в устье Волги, откуда можно было контролировать выход в Каспийское море и торговлю со Средней Азией. Поэтому за влияние в Астрахани боролись ее более могущественные соседи — Крымское ханство, Ногайская орда, Турция и Россия.
В начале 1550-х годов в Астрахани правил хан Ямгурчей, ставленник Крыма. Он пытался создать видимость дружеского отношения к русскому государству, но в 1552 году ограбил, арестовал и заточил на одном из каспийских островов русского посла. В ответ на это Иван Грозный решил военным путем сменить власть в Астрахани, что совпадало с желаниями правителей Ногайской орды, которые обещали прислать на помощь стрельцам свою конницу.
Летом 1554 года начался первый поход на Астрахань. Тридцатитысячное русское войско с пушками, значительным количеством боеприпасов и продовольствия вышло из Нижнего Новгорода и в конце июня 1554 года подошло к Черному Яру (в районе современного Волгограда). Там состоялся первый бой московской рати с астраханским войском, в котором астраханцы были наголову разбиты. После этого хан не решился вступать в очередное сражение и при подходе русского войска к своей столице бежал к туркам в Азов. В результате Астрахань была занята без боя, а престол получил московский ставленник хан Дервиш-Али.
Новый астраханский правитель признал вассальную зависимость от русского государя, обязался выплачивать дань и обеспечить свободное плавание русских судов по Волге. Но вскоре Дервиш-Али перешел на сторону Крымского ханства и выгнал из Астрахани русского посла Леонтия Мансурова. При этом во время нападения на отряд Мансурова много русских воинов было убито. Тогда Иван Грозный второй раз отправил свое войско на Астрахань, теперь уже с намерением сместить изменившего и переметнувшего к крымцам — врагам России Дервиша-Али.
Из Казани водным путем, вниз по Волге, двинулись стрельцы во главе со своими начальниками Иваном Черемисиновым и Тимофеем Тетериным. Другой отряд вышел из Вятки, кроме того, сухопутным путем пошли 500 казаков в главе с атаманом Ляпуном Филимоновым. На этот раз всего в походе приняли участие всего около 3 тыс. человек. Видимо, этого казалось достаточно, чтобы справиться с астраханской армией.
Русские отряды должны были соединиться под Астраханью, но всех опередили казаки атамана Филимонова. Они первыми столкнулись с передовыми отрядами ханского войска вне города и нанесли им поражение, при этом многих взяли в плен. Затем стали поджидать подхода основных сил. А Дервиш-Али тем временем бежал из города к устью Волги.
После соединения всего русского войска стрельцы и казаки 11 июля (2 июля по старому стилю) 1556 года без боя вошли в Астрахань и заняли оставленный город. Часть отряда отправилась на поиски сбежавшего астраханского правителя. Тот получил в подмогу от крымского хана тысячу воинов, в числе которых были даже турецкие янычары с пушками и пищалями. Но и это не помогло Дервишу-Али. Его и охранявший его отряд нашли и снова разгромили в 20 верстах от берега Каспийского моря. На следующий день Дервиш-Али попытался напасть на отходившее к Астрахани русское войско, но опять потерпел неудачу. После этого, понимая, что его положение безнадежно, Дервиш-Али пытался вести переговоры с русскими воеводами, утверждая, что не по своей воле, а по принуждению нарушил договор с русским царем. Но русские стрельцы уже прочно обосновались в Астрахани и серьезно укрепили город. Поэтому в новых договоренностях с астраханским ханом не было уже никакого смысла. В конце концов остатки воинства Дервиша-Али добили враждебные ему ногайцы, и бывший астраханский правитель бежал в турецкий (тогда) Азов. В Астрахани стали править русские воеводы, а Иван IV принял титул «царь Астраханский».
Так малыми силами и с небольшими потерями завершилось покорение Астрахани. Все Поволжье оказалось во власти русского царя, и волжский путь, столь важный для торговли, перешел в руки русского государства.