К концу ХХ века многие специалисты выражали мнение, что танк как боевое средство достиг потолка своего развития. А с появлением эффективного противотанкового оружия и высокоточных ракетных комплексов он в XXI веке будет бесполезным. Сразу скажу: мнение оказалось ошибочным
Танки Т-14 на параде.
Появившиеся в начале ХХ века на поле боя танки внесли изменения не только в оперативное военное искусство, но и в характер войн местного и мирового масштаба.
Войны делят на поколения (warfare generations), которые отличаются характером тактик и применением оружия. Современное танкостроение прошло все виды войн и поколений. Во время Первой мировой войны танки выглядели больше как экзотика, а в ходе Второй мировой оказались незаменимым инструментом ломавшим любую эшелонированную оборону и заключавшим в котлы окружения целые армии.
В боевых конфликтах века нынешнего, танки в умелых руках военачальников не утратили своего военного значения. Американские эксперты и военные аналитики любят сравнивать военную технику, виды вооружений, тактику и оперативное искусство при ведении боевых действий различного масштаба - от локального до глобального. Поэтому фокус критики современного танкостроения сместился в область поиска облика «танка XXI века» - и все баталии идут на полях информации.
Первоначально эксперты пытались определиться с танком, который по их мнению будет основой для «танка XXI века», выбирая лучшие из существующих танков ХХ века.
Традиционно в список лидеров попадали M1А2 «Абрамс» (США), «Леопард-2» (ФРГ), «Леклерк» (Франция) и «Меркава» (Израиль). Естественно, для того чтобы показать их претендентами на абсолютное превосходство, надо было с кем-то сравнивать, поэтому не удивительно, что сравнивать стали с российскими танками Т-72, Т-80 и Т-90.
Правда, в этих аналитических обзорах российские танки выбирались только из первых серийных выпусков, и никак не учитывалась их последующая модернизация. Результат, как говорится, был известен заранее: танки блока НАТО и Израиля признавались лучшими и условные призовые места распределялись между ними.
Первое место в этом рейтинге занял американский танк М1А2 «Абрамс». А как же, мол, иначе: самая сильная армия у США, значит у нее и самый лучший танк. Отдельно отмечались «Леклерк» и «Меркава». Французский танк из-за многих примененных новшеств получился дорогим, а израильский специализированным - только для боев в городских условиях.
Войны на Ближнем Востоке, в которых превосходство М1А2 «Абрамс», по словам западных СМИ, было тотальным, по прошествии времени и детальном изучении боевых эпизодов показали удивительные результаты.
За время конфликтов в этом регионе именно «Абрамсы» понесли самые большие не только боевые, но и технические потери. «Безупречный» танк оказался слаб к пыли и песку, которые медленно и уверенно портили двигатели стальных монстров. В 2005 году из 1.135 использовавшихся в Ираке «Абрамсов» 530 были отправлены в США для ремонта в заводских условиях - в основном из-за проблем с двигателями.
Боевые же потери развеяли миф о непробиваемой броне «Абрамса». Их подбивали как иракские Т-72 в боях у аэропорта Багдада, так и йеменские партизаны из РПГ-7, а из ПТРК «Корнет», захваченных у сирийской армии, боевики международных террористических группировок били их и в борт, и в башню. Статистику боевых потерь «Абрамсов» командование армии США долго скрывало, но под давлением доказательств, которые выкладывались в Интернете в виде роликов и фотографий вынуждено было их признать.
Действительно, выдержать удар ПТУР «Корнет» у «Абрамса» шансов мало. Лобовая толщина брони корпуса танка - 650 мм, лоб башни - 950 мм, но танку это мало помогло. Не спасала и динамическая защита. Ракета ПТРК «Корнет» имеет тандемную боевую часть. Первый заряд поражает ячейку динамической защиты, второй - кумулятивный - непосредственно броню танка. Бронепробиваемость у ракеты «Корнет» составляет 1.300-1.400 мм брони с динамической защитой. Арифметика более чем наглядная.
По сравнению с американским танком, наш Т-90 на Ближнем Востоке показал себя гораздо лучше. Боевикам удалось уничтожить лишь один захваченный у сирийской армии Т-90: подорвав боевую машину изнутри, когда они бросили ее при отступлении. Стрельба по сирийскому Т-90 из ПТУР TOW-2A показала, с одной стороны, стойкость танка, а с другой - полную бестолковость экипажа, который забыл включить комплекс «Штора».
Опыт войн на Ближнем Востоке по-разному сказался на танкостроении у нас и в странах НАТО. Российские танкостроители на основе опыта боевых действий модернизировали танк Т-72 до версии Т-72Б3М, а танк Т-90 - до версии Т-90АМ. Зарубежные коллеги так же проводили модернизацию машин, но что-то у них там не задалось, да и само производство танков прекратилось в 2008-2010 годах. Поэтому продолжу рассказ о российских танках.
Российский T-90АМ после модернизации оснащается современными защитными системами: противокумулятивными решетчатыми экранами и комплексами активной (КАЗ) и динамической (КДЗ) защиты. Танк получил комплекс активной защиты «Афганит» и комплекс динамической защиты «Реликт». Стойкость брони нашего танка к кумулятивным боеприпасам увеличена в два раза, стойкость к подкалиберным бронебойным снарядам - в полтора.
Отдельно стоит рассказать о «Реликте». Этот модульный и универсальный КДЗ может быть установлен на любой ранее выпускавшийся серийно российский танк, начиная с Т-72. В отличие от комплекса «Контакт-5», замену вышедших из строя модулей КДЗ «Реликт» можно производить непосредственно в полевых условиях. Помимо этого наш новый комплекс динамической защиты позволил сделать унификацию по защите всех танков стоящих на вооружении армии России.
Броня наших танков по-прежнему крепка. Сегодня она представляет собой многослойный «пирог» катанной гомогенной стали и комбинированной брони. Например, верхняя лобовая деталь танка (ВЛД) Т-72Б представляет собой шестислойную сборку! Естественно, состав слоев хранится в тайне, но, как показал опыт боевых действий в Сирии, Т-72Б оказался самым живучим на поле боя.
Т-90АМ пока уступает по мощности двигателя «Абрамсу» и «Леопарду-2», но превосходит зарубежные танки по огневым показателям - точности и дальности поражения целей. Так, прицельный огонь днем и ночью Т-90АМ может вести на расстоянии до 5 км, а «Леопард-2», который перехватил пальму первенства у «Абрамса», только до 3 км.
Математическое моделирование встречного боя танковых рот (10 танков Т-90АМ против 10 танков М1А2 «Абрамс») показало, что, начиная стрельбу ПТУР на дистанции 5 км, наши танкисты успевают поразить до 50-60% танков противника, пока те выйдут на дальности стрельбы в 2-2,5 км.
По скорострельности озвучу один малоизвестный факт: на одной из демонстраций перед иностранными делегациями наводчик Т-90 за 54 секунды поразил семь целей, расположенных на дальности от 1,5 до 2,5 километров. Причем огонь Т-90 вел, двигаясь со скоростью 35 км/ч. Предыдущее достижение принадлежало немецкому танку «Леопард-2».
Естественно, на результат повлияло наличие у Т-90 автомата заряжания. Но и «Леопард-2» имел определенное преимущество, т.к. свою скорострельность он демонстрировал без движения. Если бы «Леопард-2» двигался, то его скорострельность была бы явно хуже. Секрет кроется во времени подготовки прицельного выстрела: опытный немецкий наводчик при стрельбе на ходу тратит на каждый выстрел около 15 секунд, а при стрельбе с места 9-10 секунд.
Если модернизированный Т-90АМ для зарубежных специалистов стал лишь «неприятным известием», то новый российский танк Т-14 «Армата» - сразил их наповал. Вначале они не верили, что такой танк есть. Потом пытались найти у себя в архивах КБ аналогичные проекты с целью обвинить «русских хакеров» в краже секретов. Увы...
Не придумав лучшего, на Западе пытались парировать нашу разработку информацией о новом танке - MBT Revolution. Но, по сути, он оказался глубокой модернизацией танка «Леопард-2А4». За ним на арене информационной войны появился танк «Леопард-2А7+» с улучшенным боекомплектом бронебойных оперенных подкалиберных снарядов. Затем... А затем иностранцы просто сдались и признали Т-14 революционным решением в танкостроении.
Т-14 «Армата» - единственный в мире танк, сочетающий в себе бронированную капсулу для экипажа, необитаемую башню (боевой модуль) и активно-динамическую защиту, которая перехватывает все виды известных противотанковых боеприпасов.
Для этого танк имеет КАЗ «Афганит» и КДЗ «Малахит». Установленный на башне радар с активной фазированной антенной решеткой фиксирует летящие к танку ракеты и снаряды, а специальная программа бортового компьютера обеспечивает их перехват на безопасном расстоянии в автоматическом режиме.
Основным вооружением танка на сегодняшний момент является гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М, которая управляется дистанционно. Дальность ее стрельбы достигает 7 км, скорострельность - 12 выстрелов в минуту. Наши конструкторы на данном этапе решили пока развивать калибр 125 мм, который еще не полностью раскрыл весь свой потенциал, а 152-мм пушку оставили про запас.
Т-14 так расстроил натовских стратегов, что они потерялись в поиске альтернативы ему, а мы тем временем уже готовим комплект из 100 «Армат» для испытаний.
Все, что я рассказал про современные танки, естественно, тоже является элементом информационной войны. Правда, с маленькой оговоркой. Дело в том, что в последнее время в области оборонного строительства России слова все меньше расходятся с делами. Потому что все ТТХ вооружения и военной техники мы проверяем на практике.
Практика отличает оригинальное изделие от его клона, который может повторить всю геометрию оригинала, но во время реального боя оказаться бесполезной железкой. Военная приемка, программа государственных испытаний и опытная войсковая эксплуатация - это те три ступени, которые проходят все образцы вооружения, поступающие в российскую армию.
Жесткие, максимально приближенные к боевым, испытания проверяют на прочность любую нашу военную технику, и я не уверен, что зарубежная военная техника прошла бы все эти ступени. Да, и Сирия это только подтвердила.
Именно этим отличается наша информация о танках, подкрепленная фактами и практикой, от зарубежной информации, подкрепленной, как правило, только красивой рекламой. ■
Алексей Леонков, военный эксперт журнала "Арсенал Отечества"