Николай Каразин «Ирменское сражение»
Стоянием в 1480 году на реке Угре закончилось двухсотсороколетняя зависимость Руси от Орды. Сама Орда к этому времени распалась на ряд государственных образований, которые продолжали нести угрозы Руси и ее пограничным территориям.
Так, на южные рубежи России регулярно совершали набеги крымские татары (и в начале XVIII века). На восточных рубежах Русское государство воевало с Казанским ханством, покорение Казани в 1552 году открыло путь на восток, где находилось Сибирское ханство, правитель которого хан Кучум не собирался добровольно подчиняться московскому царю и доставлял проблемы и беспокойства зауральским владениям Строгановых.
Строгановы пригласили знаменитого казачьего атамана Ермака, его дружина в 1582 году в битве на Чувашском мысе нанесла поражение армии Кучума. Кучум был не из местных, предположительно являлся этническим узбеком, власть в Сибирском ханстве захватил насильственным путем. После поражения он был вынужден оставить столицу ханства Кашлык (Искер) и бежать в степи.
Блистательной победой Ермака для России открылась целая эпоха, вслед за казаками в сибирские земли потянулись поселенцы, которые вместе с ними основали целую линию укрепленных острогов и городов: Тюмень, Тобольск, Сургут, Обдорск, Березов, Тару и другие.
Область власти Кучума стремительно сужалась, эту ускользающую власть он пытался вернуть разными методами, военными, в одной в одном из сражений он разгромил отряд Ермака, и дипломатическими, писал в Москву письма, с просьбой пожаловать ему юрт «под царскою рукой».
Впрочем, опасный Кучум был не нужен Москве даже в качестве вассала, однажды он отклонил царское предложение приехать в столицу Русского государства. Русское правительство создавало очень теплые условия своим бывшим противникам, так Маметкул, племянник Кучума, воевавший вместе с ним против Ермака, царем Феодором был обласкан и наделен вотчинами.
Но то, что устраивало Маметкула, не могло устроить Кучума почти 20 лет владевшего обширными землями и имевшему безграничную власть над многими сибирскими народами: барабинцами, чатами, остяками, самоедами и вогулами.
Переход под власть «белого» царя был несовместимым с самолюбием сибирского царя. Письма в Москву были всего лишь дипломатической уловкой, в это самое время Кучум искал союзников для борьбы с Москвой. В Москве осознавали эту опасность, и Кучума решили нейтрализовать. Воевода Андрей Елецкий, основатель города Тары (ныне Омская область) имел прямые указания для этого. Кучум с остатками своего войска рыскал по берегам Иртыша и Тарской земле и отжимал ясак, который был должен пополнять царскую казну.
В планах у Кучума было нападение на Тарский острог, и чтобы предотвратить его, тарский воевода послал своего помощника Андрея Воейкова с войском в 400 человек. Выведав место дислокации Кучума, оно находилось у места впадения речки Ирмень в Обь (территория Ордынского района Новосибирской области), Воейков за 5 дней преодолел 400 километров.
Несмотря на то, что ратники устали от продолжительного пути и их было примерно на сто человек меньше, чем воинов Кучума, воевода решил дать бой. На рассвете 20 (30) августа 1598 года он атаковал укрепленный стан противника и разгромил большую часть кучумовских войск.
В ожесточенной битве погибла большая часть татар, в том числе брат Кучума и два внука его внука. Еще пять сыновей Кучума и восемь его жен были взяты в плен. Сам хан успел переправиться на лодке через Обь и бежал. Кучум к тому времени достиг преклонных лет, его одолевали старческие немощи, но он отверг очередное предложение тарского воеводы перейти на государеву службу. Гордый сибирский царь окончил свою жизнь в степях.
Битва на реке Ирмень стала последней в цепочке противостояния Кучума с русскими, с гибелью последнего хана Сибирское ханство прекратило свое существование. И хотя отношения с государевыми людьми у местного населения складывались не всегда хорошо, всё же они имели под собой правила и законы, а не являлись беспределом, который в отношении сибирских народов позволял пришлый Кучум.