Главные переговорщики китайский министр Сонготу и русский посол Федор Головин
В отличие от западных государств, не имевших дипломатических отношений с Китаем до середины XIX века, Россия свой первый договор со Срединным государством заключила еще в 1689 году.
Предшествующие события
В Приамурье – территории пограничной с Китаем, русские землепроходцы появились во второй четверти XVII века. В 1651 году на Амуре, близ слияния рек Аргуни и Шилки отряд Ерофея Хабарова основал Албазинский острог, который со временем стал центром Албазинского воеводства. Маньчжуры, представители Цинской династии до прихода русских этот регион не контролировали, но узнав о появлении русских поселений, предприняли несколько попыток вытеснить колонистов.
Известно, что в 1658 году на некоторое время казаки были вынуждены оставить Албазинский острог и близлежащие поселения. Его восстановление связано с именем казака Никифора Черниговского, который сбежав из илимского острога, вместе с группой ссыльных казаков и удалых людей вновь возвел Албазинскую крепость. Казацкая община под управлением атамана Никифора собирала дань с местных князьков и даже совершала рейды вглубь китайской территории.
Постепенно из вольной казацкой сечи Албазин превращался в хорошо укрепленный гарнизонный город.
Китайцы, обеспокоенные усилением русских, после проведенной разведки снарядили к Албазину военную экспедицию. В 1684 году передовые отряды маньчжур захватили Долонский, Селемджинский и Верхнезейский остроги. В следующем году маньчжуры значительно усилили свою армию до 3 тысяч человек. При поддержке флотилии китайцы осадили Албазинский острог, который защищали всего 450 казаков.
Первый штурм китайцев был отбит, нападавшие понесли серьезные потери около 400 человек убитыми и ранеными. Следующий штурм казаки отбить бы не смогли, силы по-прежнему оставались слишком не равными, к тому же у защитников закончился порох. Чтобы избежать людских потерь, воевода Алексей Толбузин отправился на переговоры к маньчжурскому военачальнику Лантаню. Толбузину удалось договориться о выходе русских из крепости.
Казаки и крестьяне беспрепятственно вышли из острога, китайцы сдержали слово и на выходе не тронули русских, которые направились в Нерчинск. Китайцами острог был взорван, закрепляться на противоположном берегу Амура маньчжуры не пожелали, их армия ушла на юг.
Толбузин, собрав большой отряд, вернулся к Албазину и вновь отстроил крепость, что соответственно привело к новой осаде. В отличие от первой, она приобрела затяжной характер и оказалась очень сложной для обеих сторон. Около ста казаков погибли во время оборонительных боев, цинга унесла жизни еще 500 человек. У китайцев общие потери составили две с половиной тысячи человек.
Подписание договора
Такое положение привело стороны за стол переговоров, которые были начаты в Пекине осенью 1686 года и продолжены в Нерчинске. Сюда «для договоров и успокоении ссор китайского богдыхана» прибыла внушительная делегация из Москвы, которую возглавил окольничий Федор Головин.
Китайскую делегацию возглавил министр Сонготу. Переговоры проходили в сложных условиях, фактически под дулами китайских пушек. Послы китайского императора требовали территориальных уступок, но русским удалось максимально урезать их аппетиты. Китайцы замахивались на всю Даурию, а получили значительно меньше.
1 статья договора проводила границу между государствами по реке Горбице – левому притоку реки Шилки. От верховьях Горбицы к Охотскому морю граница проходила по вершинам Станового хребта. Уровень географических знаний о восточных территориях не позволил провести точную границу, она будет установлена позже.
2 статья переносила русские поселения на левый берег реки Аргун.
5 статья разрешала торговлю русским и китайским купцам, разрешала свободный проезд при наличии соответствующих грамот.
Русским договор закрыл на два столетия водный путь по реке Амур к Тихому океану.
Нерчинский договор стал первым документом, регламентирующим отношения России и Китая. В российской и китайской историографии он получит неоднозначные и порой противоположные оценки.
Советские историки оценивали Нерчинский трактат как выгодный для обеих сторон, т.к. он привел к прекращению военных действий и установлению мирных отношений. Приамурские территории находились на значительном удалении от Москвы и Пекина, и содержать военные базы на крайней периферии было чрезвычайно затратно. Установление мирных отношений позволило Китаю и России сосредоточиться на решении других, более важных задач.