Главным направлением внешней политики России в начале XVIII века являлся Балтийский вопрос, стране необходимо было вернуть те земли, которые мы потеряли в Смутное время, и получить выход к Балтийскому морю.
После эпохальной Полтавской битвы, переломившей ход Северной войны и поменявшей расстановку сил, русский царь решил основные силы русской армии направить в Прибалтику.
В кампанию 1710 года были взяты крепости Рига, Эльбинг, Дюнамюнде, Пернов и Ревель. В это же время корпус Федора Апраксина принудил к сдаче Выборг. После приобретения этой крепости, которая стала для Петербурга подушкой безопасности, часть корпуса Апраксина была направлена к крепости Кексгольм (ныне на территории города Приозерск, Ленинградская область).
Когда-то это крепость носила русское название Корела, она была заложена новгородцами для защиты северо-западных рубежей республики от северного соседа. В Смутное время Корела стала разменной картой, эту крепость царь Василий Шуйский обещал шведам в обмен на военную помощь в борьбе Москвы с литовско-польскими интервентами.
Жители Корелы были не согласны с таким решением царя и добровольно отдавать родной город шведам не собирались. Горожане вместе с гарнизоном держали героическую оборону, которую сравнивают с обороной Троице-Сергиева монастыря и Смоленска, но в марте 1611 года после длительной осады были вынуждены ее сдать. Завоеватели присвоили ей имя Кексгольм (в переводе со шведского Кукушкин остров).
Теперь перед генерал-майором Романом Брюсом стояла задача вернуть крепость России. От царя Брюс получил наказ: «Оную крепость утеснять только бомбардированием, а не формально атаковать, дабы людей даром не терять».
Крепость располагалась на одном из островов реки Вуоксы и была хорошо укреплена. Русский корпус, подошедший к Кексгольму в июле 1710 года, приступил к инженерным работам, по окончании которых, осаждающие приступили к планомерному артобстрелу. Артиллерийский парк регулярно усиливался поступающими подкреплениями, 21 июля был взят редут возле крепости, 7 августа был захвачен один из островов, Кексгольм оказался в плотной осаде.
Указание Петра – ограничиться только бомбардированием строго исполнялось, людей на штурм крепости не посылали.
Шведскому гарнизону помощи ждать было неоткуда, поэтому комендант крепости полковник Шернтанц 8 (19) сентября 1710 года был вынужден капитулировать. Гарнизон покинул крепость с личным оружием, но без знамен.
Столетие шведской оккупации завершилось. Приладожская Карелия с главным городом Корела, попавшая под власть шведов в Смутное время, вновь вернулась к России.
Ништадтский договор 1721 года подтвердил это территориальное приобретение. Как отмечает историк Евгений Тарле, когда начиналась Северная война, русский царь даже не мечтал о таких приобретениях, но получил даже больше, чем планировал.