Иранский телеканал сообщил, что в ноябре Россия, Индия и Иран будут принимать решение о запуске международного транспортного коридора «Север-Юг». Его протяженность составит 7,2 тысяч километров с задействованием железнодорожного и водного транспорта.
Товары будут идти из Индии в иранский город Бендер-Аббас на побережье Персидского залива, затем — в Бендер-Энзели на побережье Каспийского моря, откуда пойдут по морю в Астрахань, а затем по железной дороге — в Европу.
Коридор станет более дешевой и короткой альтернативой Суэцкому каналу: время и стоимость грузоперевозок уменьшатся на 30-40 процентов. Например, если сравнивать с Суэцким каналом, то товары из Мумбая в Москву по коридору «Север — Юг» прибудут на 20 дней быстрее. Планируется, что в год по новому пути будут проходить 20-30 миллионов тонн грузов.
…На самом деле 30 млн тонн в год — это меньше месячной нагрузки Суэца, но и этого уже немало, строго говоря. Тем более, что «Север — Юг» осуществляется лишь как один из проектов китайско-общеевразийской концепции «нового шелкового пути».
В данный момент человечество живет, конечно, в удивительной эпохе, подобные которой случаются раз во много столетий.
Когда двадцать (и даже десять) лет назад говорили о гегемонии Запада в мире как вечном феномене, у этого мнения были вполне серьезные рациональные аргументы. И неслучайно, эту точку зрения поддерживали не только его сторонники, но и многие жесткие оппоненты.
У нее было два основных аргумента. В-первых, катастрофические технологическое отставание от Запада всех остальных стран и цивилизацией. А во-вторых, контроль Западом главных мировых торговых путей.
Преодолеть данный разрыв многим не представлялось возможным – слишком уж колоссальным он выглядел. А от этих базовых тем отстраивалась безнадежность отставания и в остальных вопросах: экономике, политике, военной сфере и т.д.
И вот за какие-то несколько лет прямо на глазах вся эта гегемония рассыпается в прах, причем не только «надстройка», но и «базис».
Выяснилось, что, с одной стороны, научный и технологический разрыв вполне преодолим – при приложении усилий и ресурсов. Более того, возможны прорывы в областях, где Запад начнет выраженно отставать (например, российские разработки в области радиоэлектронной борьбы).
А с другой стороны, возможно, создать альтернативные торговые пути, которые смогут стать реальными конкурентами прежних и ликвидируют монополию Запада в данном вопросе.
И если десять лет назад все подобные планы, которые тогда уже озвучивались, выглядели ненаучной фантастикой и вызывали по большей части насмешку, то теперь это на глазах становится реальностью, будь то Новый Шелковый путь, Северный Морской путь, коридор «Север-Юг» и еще несколько активно разрабатываемых и реализуемых транспортных коридоров.
Причем принципиальной особенностью всех этих проектов является то, что их совместно реализуют страны, которых исторически связывали непростые – скажем мягко – отношения. Более того, в предыдущие столетия Запад грамотно использовал противоречия, чтобы стравливать эти государства между собой – и, как следствие, продвигать собственную гегемонию.
Теперь тот же Запад заставил прежних противников (а временами просто врагов) объединить усилия в противодействии ему.
Однако борьба против чего-то или кого-то не слишком надежный фундамент для сотрудничества – слишком ситуативный.
А вот создание (пусть даже изначально во многом вынужденное) очень плотной сети сотрудничества (и значение транспортно-логистических маршрутов тут невозможно преувеличить) создает куда более надежную и прочную основу для будущего, нежели общий противник.
Ну и, разумеется, невозможно игнорировать весьма оптимистичную картину, которая вырисовывается, если данные проекты будут в полной мере реализованы. Ведь создание мировой политико-экономической системы, в которой Россия будет держать, по меньшей мере, «блокирующий пакет акций» в транспортно-логистической и военной сферах, обещает нашей стране как минимум несколько веков процветания.