Непобеждённый.

_________________


Про людей большого мужества и несгибаемого Духа говорят: «из них можно делать гвозди». Из этого мужика можно смело тачать алмазы. Последний индейский воин, он не сдался и вёл войну одиночки против всей Америки ещё в начале 20-го века. Совершённого им хватит на 10 жизней, чего стоит только побег из поезда – тюрьмы посреди США, после чего он прошёл 2600 км по чужой враждебной белой Америке, уклоняясь от плотного преследования, и таки вернулся назад в апачские горы. И это только один эпизод. Его имя – Массай. Апач. Непобеждённый.

Его историю американцы, как-бы сказать … не очень афишируют. Уж очень пример для них невыгодный. Историю апачских войн они предпочитают заканчивать сентябрём 1886 г., когда сдалась группа вождя Джеронимо, «худшего индейца из всех, кто когда-либо жил». На момент сдачи в группе было 38 человек, из них 14 воинов, остальные женщины и дети. До этого их около года преследовали 5000 американских солдат (20% сухопутной армии США на тот момент), 500 следопытов апачи, 100 следопытов навахо, несколько тысяч ополченцев штата Аризона и регулярные части мексиканской армии.

Американцев можно понять – для правильного мессиджа всем своим жертвам, настоящим и будущим, сдача Джеронимо в качестве финала подходит идеально. Вот только концом это не было. Массай был одним из бойцов Джеронимо, и его самостоятельная история и слава в этот момент только начинались.

Для нас же – история апачских войн (и Массая в частности) это практическая плоскость: чего от врага ждать, как парировать удары и куда бить в ответ. И более чем актуально для русских, вообще и особенно после 2013 года. Часто вспоминаю слова одной из песен Трофима: «Мы тоже индейцы, нам некуда деться…»

 


Воины Джеронимо. Вождь – крайний справа.



А это его группа, фото марта 1886 г. Обратите внимание на пацанов в центре фото.

Апачи были вообще народом немногочисленным – всего 6 – 8 тысяч, рассеянных на огромной территории. Соответственно, технический максимум, что они могли выставить – 1500 – 2000 воинов. Делились они на 5 племён, племена на родственные группы, всё это было крайне децентрализовано, никакого общего управления не было. Поэтому даже в момент наибольшего накала апачских войн, как правило они собирали до 1000 воинов, а чаще около 500. Около того их было во всех самых значимых сражениях. Ядро народа составляли два племени – Маскалеро и Чирикахуа, которых в сумме было около 3 тысяч человек. Все главные лидеры апачского сопротивления происходили из этих двух племён. Особо непримиримыми были Чирикахуа. В том числе Джеронимо и его группа.

Воевали непрерывно, поселениям постоянно угрожали набеги врагов, сами в набеги ходили, усобицы между группами – обычное явление, споры между мужчинами внутри групп разрешались поединком, короче, смертность была огромной. Джеронимо уже в плену вспоминал, что только в 12 лет узнал, что люди, оказывается, могут и своей смертью умирать.

Зато такая жизнь формировала бойцов высочайшего качества. Говоря современным языком, средний апач обладал навыками спецназа хорошего класса. По части военного искусства, воевавший с ними американский офицер сказал, что даже Наполеон в плане стратегии и тактики ничему бы их не научил.

С мексиканцами апачи воевали столетиями, успешно. Американцы провоевали с ними с 1848 года (когда их территорию у Мексики отжали) по 1871, толку не было никакого, после крайне напряжённых боёв 60-х годов, колоссальных потерь, разгромленных апачами шахтёрских посёлков, ранчо, индейцы продолжали контролировать свои ключевые территории. Янки пробовали всё, в том числе уничтожение лидеров, для чего употребили своё обычное коварство. В январе 1863 года они пригласили на переговоры тогдашнего верховного вождя апачей – Мангаса Колорадаса. Он пришёл один без оружия, вместо переговоров, в форте его схватили, зверски пытали, потом убили, голову выварили и череп отправили на Восток для отчёта.

Не помогло. Апачи вместо испуга пришли в ярость и под руководством нового верховного вождя Кочиза дрались ещё свирепее. В том числе сравняли с землёй два новых города в центре их территорий – Тубак и Санта – Риту. Джеронимо в это время был уже хорошо известен. Массай родился около 1850 года. Учитывая, что к войне апач готовился с рождения, а в 15 считался уже воином, в 60-е он провоевал как минимум лет 5, судя по дальнейшему, школу молодого бойца прошёл вполне успешно.

Тогда янки использовали «план Б». В 1871 году они пошли на реальные переговоры, и заключили с апачами мир на вполне приемлемых для них условиях. Им выделили три обширные резервации на хороших землях, в ключевах местах их племенных территорий. В сумме они составляли процентов 10 территории апачей, индейцы в 1872 г. туда ушли и освободили остальное для заселения. Что для янки было более чем выгодно.

Короче, всё почеснаку, и на этом апачские войны вполне могли закончиться. 4 года действительно было тихо.

Янки миром воспользовались по полной. В 1860 году в Аризоне было 6500 белых, в 1870 – 9600. К 1876 белых стало уже более 30 тысяч, в 1880 году – 40400. А для закрепления территории это главное. За четыре года апачей подрасслабили, разоружили, постарались разобщить, создали индейские администрации из более лояльных, наняли 500 воинов в качестве индейских скаутов (разведчиков) и главное – взяли под плотный контроль в немногих определённых местах. В резервациях ведь агентства были, которые всё контролировали, индейская полиция опять же. Была организована и «тайная полиция» - система скрытых стукачей на содержании (мразей везде хватает, у апачей они также имелись).

Как не вспомнить русского разведчика Едрихина: «Хуже вражды с англосаксом может быть только дружба с ним».

Наивные дикари полагали, что слову янки можно верить. Знай они их получше, понимали бы, что никто им не оставит навсегда лакомые куски территории, такие как Камп Верде (по-испански «зелёная степь») или горы Чирикахуа с рудными месторождениями и обширными лесами и пастбищами.
Вождь Кочиз, заключивший договор, умер по старости в 1874 году. А в 1876 грянул гром – резервации упразднили, территории отдали под заселение, апачей под плотным армейским конвоем отправили в новую выделенную для них резервацию – участок неудоборигодной для жизни пустыни Сан Карлос. Янки они такие – хозяева своему слову, может дать, может и назад взять.

Выгнали их зимой, без имущества, при этих марш-бросках в 200 – 400 километров в дороге пятая часть апачей умерла. Оставшихся посадили на федеральный паёк, так как прокормиться в этой пустыне самостоятельно было невозможно. При этом агенты резервации индейское довольствие от души растаскивали, по ходу обогащаясь, поэтому на тех харчах, что доходили до индейцев, можно было только более – менее быстро сдохнуть. Что и было подлинным окончательным решением «индейского вопроса». При этом индейские полиция, администрация и скауты получали ещё жалование и чувствовали себя чуть получше. Им было что терять и они в первую очередь и контролировали массу обозлённых деморализованных индейцев.

Разумеется, апачи так просто не сдались. Начались побеги из резерваций, новая вспышка боевых действий, абсолютно беспощадных. Но Аризона уже была довольно плотно заселена, апачи расколоты, только меньшая часть из них ударилась в бега. Несмотря на отчаянное сопротивление, результат уже был предрешён. Тем более, что против патриотов янки теперь во всю использовали отряды апачских же скаутов. Полковник Август П. Каутц, командир разведчиков, организовал третью компанию против беглецов в начале 1877 года и четвертую в 1878 году. Он писал: «Эти разведчики, поддерживаемые небольшой силой кавалерии, чрезвычайно эффективны, и с одним или двумя исключениями преуспели в поиске каждой партии индейцев, которых они преследовали. Они являются большим ужасом для беглецов [отступников] из резервации и для такой работы более эффективны, чем вдвое больше солдат».

Так янки апачей «сделали». А продолжавшиеся 10 лет последние бои назвали войной против «апачских разбойников». В этот трагический период начинается история Массая.

Джеронимо уклонился от депортации в Сан-Карлос. Однако весной 1877 года его принудили. В резервации Джеронимо скрытно готовил восстание, потихоньку собирая сторонников, в том числе среди молодёжи. Массай был одним из них. Джеронимо поручил ему готовиться, не выявлять себя и, когда начнётся дело, оставаться в резервации и быть скрытым снабженцем бойцов.

За пять лет, до 1881 года, Массай записался в скауты, женился, имел двоих детей. Тем временем, побеги из резерваций, бои и новые пленения были в разгаре. В 1879 – 80 годах грянула война вождя Викторио. Он был Маскалеро. Его дети умерли в резервации от истощения и болезней, после чего тот увёл в горы 200 бойцов, с семьями до 500 человек – такой силой апачи выступили в последний раз. Апачи убили около 1000 поселенцев, немало мексиканцев, Викторио выиграл более дюжины сражений. Однако его очень плотно зажали многократно превосходящие силы, и главное – вычислили и перекрыли пути снабжения, апачам катастрофически не хватало патронов. А война – это БК прежде всего. В конце концов его отряд был окружен и после жестокого боя перебит, после того как патроны закончились. Викторио пал в бою –застрелен индейским снайпером. Был уничтожен цвет Маскалеро. Белые пленили всего около 60 женщин и детей.
                                           




Викторио

Его сподвижник Нана, на тот момент 80-ти летний дед, улизнул с 40 воинами, и потом весь 1881 год здорово трепал американцев, в том числе из засады нанёс тяжёлые потери армии, разбившей Викторио. И снайпера, убившего Викторио – завалили.


Нана

А в сентябре 1881 янки убили в резервации апачского знахаря, уважаемого и абсолютно мирного человека. Произошло возмущение и взрыв. Это восстание наконец возглавил Джеронимо, из резервации ушли 700 человек. Потом в апреле 1882 вождь Юх увёл из резервации ещё 700 человек. Из резервации кроме Джеронимо в этот раз ушли все великие бойцы апачей – Мангус (сын Мангаса Колорадаса), Наиче (сын Кочиза), Чиуауа, Ульзана и другие. И встретились с Нана, который продолжал воевать. Апачи учли уроки поражения Викторио, рассеялись группами по 30 – 50 воинов, взаимосвязанными и чрезвычайно трудноуловимыми, и начался настоящий ад, который продолжался весь 1882 год.

Повстанцы сделали своей базой горы Западной Сьерры Мадре в северной Мексике. Фактически это не хребет, а обширное, площадью примерно 300 000 км2 сильно пересечённое плато, покрытое сосново – дубовыми лесами и прериями. С высотами от 1000 до 3000 метров над уровнем моря. Окружённое ещё более огромными мексиканскими пустынями на более низких высотах. Отсюда апачи уходили в постоянные набеги во все стороны.
Горы Сьерра-Мадре лежат на границе между мексиканскими штатами Сонора и Чиуауа, что позволяло Апачам грабить небольшие деревни, гасиенды, вагоны, рабочие лагеря и путешественников в обоих штатах. Из Мексики группы Aпачей также выполняли неожиданные рейды обратно в Соединенные Штаты, стремясь пополнить запас своей группы оружием и боеприпасами. В этих рейдах в Соединенные Штаты апачи быстро двигались и атаковали изолированные ранчо, вагоны, прииски и путешественников. Во время этих рейдов апачи часто убивали всех, с кем столкнулись, во-первых борясь с чужеземной оккупацией (обычно они так и говорили – не приходите сюда, это наша земля!), во-вторых, чтобы избежать обнаружения и преследования как можно дольше, прежде чем они вернутся через границу в Мексику.

Массай в это время был одним из «снабженцев»: по-тихому закупал патроны и продовольствие, и глухими тропами снабжал сражающихся апачей, получая от них средства на закупку новых партий. Должность скаута давала ему относительную свободу, вне времени боевых дежурств.

Янки включили машину террора, в первую очередь в резервации. Связи восставших с резервацией выявлялись, пути снабжения перекрывались, всё это они откатали ещё во время войны Викторио. Новым было то, что всех уличённых в связях с «ренегатами» вязали и отправляли в тюрьму в штат Колорадо, за 800 км от резервации. Собирали из них партии, грузили в арестантские поезда и отправляли аж во Флориду, на Восточное Побережье США.

Мексиканская армия оказалась неэффективной, и в 1883 году Мексика разрешили американцам преследовать апачей на своей территории без специальных согласований на пересечение границы.

Далее со слов янки: «Армия Соединенных Штатов успешно использовала боевые подразделения, набранные из числа людей Апачи и возглавляемые американскими офицерами. Эти подразделения оказались эффективными в поиске горных опорных пунктов групп Апачи и их убийстве или захвате. Было крайне неудобно для групп «ренегатов» осознать, что их собственные соплеменники помогали захватчикам. Со временем эти постоянные преследования со стороны и мексиканских и американских сил обескуражили Джеронимо и других подобных ему лидеров Апачи, вызвали устойчивую и незаменимую потерю членов их групп.»

Всё вместе взятое подорвало их волю к сопротивлению и привело в конце концов к капитуляции. Большинство вождей сдались в конце 1883 года. Джеронимо пришёл последним в феврале 1884.

Массая вычислили ещё до массовой сдачи «ренегатов». Во время очередного рейда он был выслежен и схвачен скаутами. «Товар» конфисковали, Массая повязали. Вскоре он, его семья и друг Серая Ящерица, индеец Тонкава (живший с Апачами), были по этапу отправлены в Колорадо. Потом погружены в арестантские вагоны и отправлены во Флориду.

Жена Массая настояла на том, чтобы мужчины попытались сбежать. Сама она не могла к ним присоединиться из-за детей. Массай и Серая Ящерица трое суток расшатывали решётку, а на четвертые вытащили её и на ходу выпрыгнули из поезда.

Следует понимать, что по тогдашним законам они становились обыкновенными беглыми преступниками, в этом случае за них назначалась награда и на полную мощность включался репрессивный механизм. За ними охотились все – полиция, армия, рейнджеры, скауты, ополчения пограничных жителей, охотники за головами. И они не просто прошли 1000 км обратно, они всё время уклонялись от преследования. Насколько это легко – рекомендую посмотреть старый вестерн «Побег в никуда» - там Джек Николсон в главной роли, совсем пацан.

Как говорилось ранее, средний Апач обладал навыками спецназа хорошего уровня, у них всё получилось. Уже в Аризоне друзья расстались. Серая Ящерица устал от апачской кутерьмы и уехал искать резервацию своего племени. Массай кружил вокруг резервации, в которую к тому времени загнали большинство «ренегатов».

А вскоре, в мае 1885 года, Джеронимо опять восстал и покинул резервацию. Из резервации опять ушло несколько сот апачей (точная цифра в источниках не указана). Они ушли в Мексику, но теперь многие апачи сменили тактику выживания. Они затерялись в горах и каньонах, до минимума сократив контакты с внешним миром. Выживали традиционным образом жизни (охота, собирательство), были постоянно начеку. Одной из таких задокуметированных групп была группа Апачей, которой с 1890 года руководил Ниньо внук Кочиза. Лидером его избрали в 16 лет.

Эти Апачи признали суровую правду – война проиграна, им не вернуть свои земли. Они до минимума сократили рейды (только ради самых необходимых припасов), воевали чаще вынужденно, когда их преследовали. Ниньо, когда стал вождём, вообще предложил своим называться «безымянными». Так они в истории и остались. Ниньо прожил 98 лет и умер в 1972 году.

Джеронимо решил сражаться, вопреки всему. В этой последней группе сражающихся апачей было всего около трёх десятков воинов – самых обезбашенных. С семьями менее сотни человек. Массай присоединился к ним.

Точных данных нет, но вероятно Массай участвовал в знаменитом рейде Апачей на Медвежью долину в ноябре 1885. 11 воинов, руководимых Ульзаной, вихрем промчались по поселениям белых, убили около 40 человек и угнали 250 лошадей и мулов.

За весь рейд только один Апач был ранен. История весьма занятная. Апачи проезжали через поселение мексиканцев, те открыли огонь, легко ранили одного воина и убили под ним лошадь. Остальные Апачи ускакали, раненый укрылся в куче валунов посреди деревни. Его окружили около 80-ти мексиканцев. В ходе пятичасового боя апач убил 9 мексиканцев, после чего остальные разбежались. Ночью он, несмотря на ранение, пешком догнал своих.

У мексиканской границы Апачей догнала американская кавалерия. Лошади и мулы были отбиты, группу Ульзаны плотно преследовали, настигали, окружали, произошёл ряд боёв. Но те, потеряв троих воинов, всё же вырвались в горы Сьерра Мадре.

В январе 1886 группа Джеронимо была выслежена и окружена. Пожалуй, это был бы конец. Но в разгар боя подошли мексиканцы. Они в горячке перепутали апачских скаутов с воинами Джеронимо и открыли по ним огонь. В начавшейся суматохе группа Джеронимо улизнула, без потерь но налегке – пришлось бросить всё имущество.

После этого жестокие бои продолжались ещё более полугода. Их плотно преследовали указанные ранее 5000 американских солдат (20% сухопутной армии США на тот момент), 500 следопытов апачи, 100 следопытов навахо, несколько тысяч ополченцев штата Аризона и регулярные части мексиканской армии. В конце концов Джеронимо «дожали». В августе в его лагерь пришёл парламентёр – Чарльз Б. Гейтвуд в сопровождении нескольких скаутов (которые и выследили лагерь Джеронимо, кстати, это были скауты Чирикахуа). Он передал вождю, что янки будут преследовать его всей своей мощью хоть 50 лет, куда бы он ни попытался скрыться, и предложил сдачу.

И 2 сентября 1886 года группа Джеронимо сдалась. Как сказано выше, эту дату американцы считают датой окончания апачских войн (и 1890 - индейских войн вообще, после резни Сиу в Вундед - Ни).

 


Джеронимо перед сдачей.

Началась расправа. К моменту сдачи 280 Апачей Чирикахуа уже были отправлены во Флориду. Под предлогом связей с «ренегатами». После сдачи Джеронимо янки озвучили приговор: племя Чирикахуа навсегда выселяется с родных территорий и отправляется в тюрьму во Флориду. Полным составом. Включая скаутов. В качестве «награды» за верную службу, риск и выдающиеся заслуги в деле победы над соплеменниками – «ренегатами».

Так их и помирили – в одни и те же вагоны погрузили три десятка разоружённых скаутов с семьями и группу Джеронимо – всего 164 человека. И отправили во Флориду. В резервациях Юго-Запада Чирикахуа не осталось.

Но и это не всё. После окончания апачских войн, белые посчитали, что нужда в индейских скаутах отпала в принципе. К моменту сдачи Джеронимо, апачских скаутов было нанято около 500 бойцов. В начале 1887г. на службе оставили 50 человек, на всякий случай, остальных (из других племён Апачи, не Чирикахуа) уволили.

В горах Мексики остались рассеянные преследуемые группы непокорившихся Апачей (в основном Чирикахуа), общим числом 400 – 500 человек (100 – 120 воинов), которые продолжали жить традиционным образом жизни. Янки продолжали звать их «ренегатами», мексиканцы называли «благородными», хоть те и были их исконными врагами. Думаю, понятно почему – только сильные духом могли выбрать свободу со смертельным риском для жизни, добровольно отказавшись от безопасности.

Когда янки озвучили индейцам перспективу, из – под стражи сбежали три мужчины, три женщины и ребёнок из группы Джеронимо. Известно, что одного из воинов звали Адельнице. Их преследовали, но безрезультатно –группа Адельнице успешно ушла в Мексику к «благородными».

Остальных погрузили в тюремные вагоны и под усиленным конвоем повезли во Флориду. За 2600 км от Аризоны, около города Спрингфилд в штате Миссури, посреди белой Америки, Массай сбежал.

Дело было так. Следует пояснить, что железные дороги в то времябыли в основном одноколейными, по причине чего поезд – тюрьма часто стоял в тупиках, пропуская все встречные составы, будучи последним в списке на право проезда. Ясно, что ехали небыстро. На многочисленных остановках арестантам разрешали выйти из вагонов, размять ноги (под усиленным конвоем конечно). Перед отправлением с очередной остановки, уже в поезде индейцев пересчитывали, «по головам», и трогались.

Одна из женщин апачи была беременна. Массай попросил её скрыть беременность (с одной стороны, одежда позволяла, с другой – не больно к ним и присматривались). И вот, уже в штате Миссури, женщина родила, но ребёнка скрыли. Учитывая, что ехали семьи и детей там хватало, это было нетрудно.

Вскоре, на очередной остановке, когда они пропускали состав бродячего цирка, толпа, что естественно, была отвлечена зрелищем, включая охрану. Массай воспользовался моментом, нырнул под вагон и затаился в бурьяне на противоположной стороне, пока поезд не ушёл.

Уже в вагоне, при подсчёте, апачи предъявили родившегося ребёнка – и счёт сошёлся. Состав как ни в чём ни бывало поехал дальше.

Спустя месяц, когда поезд наконец дотащился до Флориды, апачей «принимали» по месту назначения. В распоряжении тюремщиков был не только общий список апачи («по головам»), но ещё отдельный список воинов. Только тут вскрылся побег, Массая вычислили, выпытали у арестантов подробности и объявили в розыск. Но он был уже далеко.

Здесь вот что интересно – без сомнения, о побеге знали все апачи, включая бывших скаутов, ещё недавно служивших янки верой и правдой. И за месяц никто его не сдал. Очевидно, что ко времени побега и скауты, и «ренегаты» уже поладили. Бывшие скауты многое переосмыслили и, вероятно, о многом пожалели.

О том, как ловили Массая, в общедоступных источниках почти ничего нет, хотя отчёты в архивах наверняка хранятся. Они и понятно – не поймали. На след его напали уже где-то в прериях, с населённого Востока он ушёл незамеченным. Дабы оторваться от погони, Массай направился в Мексику. Подробности неизвестны, но ясно одно – оторвался. Американцы его потеряли.

В Мексике, уже в предгорьях Сьерры Мадре, его заметил отряд мексиканцев. За ним гнались. Массай завёл преследователей в каньон и «уронил» им на головы каменную лавину … После чего без дальнейших происшествий разыскал «благородных». Среди соплеменников он отдохнул и восстановил силы.

Отдыхал не долго. В этом же 1887 году Массай вернулся в США, в родные апачские горы и начал свою войну против белых. Войну одиночки.

От примерно 10 миллионов индейцев на территории США в 16 веке (наиболее реальная цифра), к этому времени осталось 270 тысяч, побеждённых, сломленных и загнанных в резервации. Ничтожные группы свободных индейцев, вроде апачей в Мексике, фактически прекратили организованную борьбу за свои земли и большей частью укрывались от преследований в труднодоступных местах (что тоже было весьма нелегко – в покое их не оставляли). Как бы там ни было, в 1887 году и континентом и инициативой безраздельно владели англосаксы.

Так всё индейское сопротивление, вся сила индейской нации в конце концов свелись к нему – последнему воину, который не подчинился наглой воле захватчиков, вырвался из их тюрем, вернулся на родную землю и вопреки всему, наперекор времени, продолжил индейскую войну. Которая стала его войной – войной одного, последнего воина.

Наглосаксы последовательно, коварно и настойчиво поломали всех. Гордых Сиу в прериях. Даже Апачей. Даже Джеронимо. Массая не получилось.

По словам англосаксов: «Он убивал белых и брал что хотел». Его преследовали – напористо, как они умеют. Он уходил от всех погонь, терялся в горах. И снова убивал белых захватчиков. 20 лет. 20 лет, Карл!!!

Можно лишь догадываться, что было на душе у Массая. Если кто и поймёт его, то только русский. Джеффри Монсон, пообщавшись с нашими, выделил главное качество русского: «Русские не любят, когда им говорят, что они должны делать». Думаю, не только русские. Это естественное качество любого сильного народа, да и вообще любого нормального мужика.

Про Массая известно, что он ненавидел белых за их коварство, подлость и двуличие. Для индейца слово – это часть его самого. Сказать индейцу, что он солгал, это всё равно, что сказать «ты – это не ты». Это оскорбление, за которое можно было запросто томагавком по голове. Как мог воин с таким воспитанием относиться к людям, которые свою слабость и малодушие компенсируют коварством, сделали его своей силой, главным инструментом? Да он их просто презирал.

А ещё он ненавидел резервации и всё, что с ними связано. И презирал индейцев, смирившихся и согласившихся жить в них.

Как его война вообще стала возможной, как ему удалось столько продержаться? Следует пояснить общую ситуацию на тех землях.

В 1890 году США объявили о полном заселении страны и ликвидации термина «фронтир (граница)». На этом эпоха «Дикого Запада» закончилась. Однако вдоль границы с Мексикой, в Аризоне и Нью-Мексико (и на севере Мексики), Дикий Запад «задержался» почти до 1930 года.

Огромная редконаселённая и сильнопересечённая территория, к тому же разделённая границей, которая никак не охранялась, но ограничивала юрисдикцию и американцев, и мексиканцев. Сюда бежали недобитые американские бандиты, где все эти ганфайтеры (стрелки) смешивались с мексиканскими «пистолеро». Аризона и Нью-Мексико стали штатами только в 1912 году, до этого были территориями, т.е. не имели достаточного населения.

Лежащая рядом Мексика была не очень упорядоченной страной. Бесконечные бунты, революции, диктаторы и боровшиеся с ними «инсургенты» - всё это было перманентной реальностью страны.

Что осложнялось ещё самой настоящей индейской войной. Мексика долго, безуспешно и беспощадно воевала с многочисленным индейским народом Яки в Соноре, который добивали уже в 1927 году с помощью бронетехники и авиации.

Всё это обусловливало «весёлую» тамошнюю жизнь. Постоянные набеги и побеги различных банд через границу, убийства, насилия и грабежи. В 1915 мексиканский инсургент Пончо Вилья напал и разорил целый город в Аризоне. Что вызвало ответную карательную экспедицию американкой армии в Мексику.

В эту кашу вносили свою лепту и «благородные» апачи. Они тоже наведывались на свою бывшую родину, и тоже грабили, убивали и крали скот. Последний зафиксированный набег Апачей на Аризону был в 1922 году. В Мексике последние схватки с Апачами отмечены ещё в начале 30-х годов.

Как правило, это были небольшие, 2 – 5 воинов, группы, с женщинами человек до 10. После удачного набега они, как правило, быстро откатывались назад в Мексику. Их плотно преследовали, иногда догоняли, иногда нет. Как, впрочем, и всех других «бандидос» и «пистолеро». Американцы сознательно не различали ограбленных ими Апачей и просто рядовых бандитов, что было частью информационной войны в тех условиях. Грабители и бандиты записали в бандиты своих жертв, сопротивлявшихся насилию. Это нормально.

 

Массай отличался от всех тем, что за двадцать лет ни разу не уходил в Мексику. Хотя его неустанно преследовали, и чего ему это стоило – можно только догадываться. Он жил на своей земле, боролся с белыми, и даже вновь создал семью и нарожал со своей женщиной шестерых детей. Как его понять? Зачем это ему было надо?

Объяснение одно – это принцип. Вызов всей белой Америке. Если бы янки оказались великими воинами, круче Апачей, и победили их в бою, Массай признал бы поражение. Но он то знал, КАК они победили. Поэтому и думал он примерно так:

- Говорите, я должен отдать вам свою землю и сдохнуть в резервации? А зачем мне это? Только потому, что вы сильнее – не подчинюсь, убьёте или в тюрьме сгноите? Неубедительно. Нет в вас никакой силы, слабые вы. И по душевным качествам просто гниды. Я плюю на вас, я презираю вас, я убиваю вас, потому что вы на моей земле и я вас сюда не звал. Я и моя семья живём на своей родине, живём свободными, как хотим. И если я вам не нравлюсь – сделайте со мной чтонить. Назвался сильным – ответь за базар. Пробуйте. Я готов умереть. А вы?

Надо сказать, что там в это же время был ещё один такой же последний воин – Апач Кид. Но это совсем другой человек, другой случай и другая история. Хотя иногда они действовали вместе. И в дальнейшем их истории неразрывно переплелись.


Апач Кид.

Апач Кид был на 10 лет моложе, школу молодого бойца прошёл уже в резервации, в рядах скаутов, учился у старых бойцов, показал выдающиеся боевые качества и качества следопыта. Всю «войну ренегатов» верой и правдой прослужил американцам. В начале 1887 года в резервации убили его отца. Он разобрался с убийцей по апачским законам (для чего бросил боевое дежурство), за что был осуждён по белым. Два года пропарился на киче, в конце концов был в 1889 году осуждён на 7 лет и отправлен в Окружную тюрьму города Юма. В тюремном дилижансе, вместе с ещё семью Апачами и одним мексиканским конокрадом.

Подоплёка, думаю такова – как вы помните, как раз в это время основную массу скаутов увольняли за ненадобностью. Апач Кид, кроме боеспособности, по воспоминаниям был общительным, толковым, обладал несомненными лидерскими качествами. Скорее всего, янки воспользовались предлогом и избавились от потенциального лидера возможного восстания уволенных скаутов. Ведь было за что возмутиться – с бывшими союзниками наглосаксы обошлись реально по скотски.

По дороге Апачи перебили охрану (включая шерифа, т.н. «резня в Кельвине»), мексиканец сбежал и сообщил о резне, за что был помилован. За Апачами после этого почти год гонялись, из восьми человек в конце концов были убиты в бою или схвачены и казнены семеро, не смогли взять только Апача Кида – он ушёл.

Апач Кид оставался на тропе войны до 1894 года, не столько воюя, сколько надеясь, что сможет в конце концов вписаться обратно. Что было абсолютно нереально. За Апача Кида и Массая были назначены награды по 5000 долларов. Сумма совершенно безумная и по меркам Дикого Запада максимальная.

В 1894 году он выследил одного из знакомых американских рейнджеров, когда тот был один, вышел к нему и узнал, в силе ли назначенная за него награда? Узнав, что да, он ушёл в Мексику, где в Чиуауа стал вождём одной из групп «благородных». В США больше не возвращался, в начале 20-х годов был ещё жив. Ниньо Кочиз, вождь «безымянных», в старости вспоминал, что Апач Кид ему не нравился, но он ему доверял.



Фото апачских скаутов 1880 года. Единственное фото Массая – он крайний слева.
В центре – Апач Кид. Справа Роуди, после 1887 оставлен на службе, в 1890 удостоен Медали Почёта,
в 1893 убит в борделе города Виктория, недалеко от резервации Сан – Карлос.

Многие годы на Апача Кида и Массая вешали все убийства, насилия и грабежи в округе в таком количестве, что сами янки смеясь, говорили, что им каждому надо на десять разделиться, чтоб везде успеть.Однако и они нападали достаточно, причём те же янки признают, что большая часть убийств была делом рук Массая.

Многие годы множество челов рассказывало, что завалили кто Массая, кто Апача Кида. Но трупы никто не предъявил и награду не затребовал. Микки Фрид, Джон Хортон Слотер, Wallapai Кларк – кто это? А ХЗ … Их имена остались в истории только потому, что каждый из них где-то когда-то «убил» одного из знаменитых Апачей.

Однако вернёмся к Массаю. Начало его войны в 1887 было бурным. По возвращении «домой» он отметился сразу несколькими дерзкими нападениями, убил троих точно, возможно и больше.

А ещё он похитил женщину из резервации Сан – Карлос и какое-то время она была с ним. На его след напала кавалерия, преследовали, но он ушёл от погони по никому не известной тропе через горы Чирикахуа. Тропа с тех пор носит название «тропа Массая». На той стороне гор он отпустил женщину, и та вернулась в резервацию.
 

Потом он похитил другую. И с нею вместе был выслежен и окружён двадцатью скаутами. И дальше произошла крайне мутная история, с которой стоит разобраться подробнее.

По официальной версии, Массай зарезал женщину и каким-то образом выбрался из окружения. Ушёл, в общем. В очередной раз.

При всём уважении к боевым качествам Массая, всё это чрезвычайно маловероятно. Он был ВЫСЛЕЖЕН И ОКРУЖЁН двадцатью скаутами – бойцами, такими же, как он, мыслящими также, как он. В одной школе учились. Как ни крути, а в этой ситуации его шансы равнялись нулю, и по всему здесь его история должна была закончиться.

Но он ушёл. И это возможно только в одном случае – если там был договорняк, и его просто отпустили, дали уйти. И женщину, скорее всего, сами скауты зарезали, Массаю она ничем не мешала. Ситуация, вскройся она, скаутам не только увольнением грозила. Здесь как минимум измена присяге, сговор с врагом, а это уже военное преступление. Тут большой срок горит, если не виселица. А баба, она язык за зубами держать не умеет, это общевезде и всегда. А может, и повод дала, здесь малейшего хватит. Кто теперь узнает …

И напрашивается здесь весьма интересный вывод. Весь период войны с «апачскими разбойниками», нанявшиеся на службу скауты – апачи оставались индейцами. Верными, прямыми, они честно сражались, рисковали, согласно данного слова. Их руками янки и победили. Простая арифметика: если силы «ренегатов» на протяжении последних 10 лет войны колебались от 30 до максимум 350 воинов, а против них сражались 500 апачских же скаутов, то ясно, что янки тут главным образом обеспечивали логистику. Вспомните хвалебные оды американских офицеров в адрес скаутов, на протяжении всей войны констатировавших «чрезвычайную эффективность».

Для человека, любого, свойственно рассчитывать на взаимность по делам своим. Апачи тоже рассчитывали. Это очевидно. После сдачи Джеронимо они получили взамен просто феерическое предательство. Вероломство, обман и унижение в одном флаконе. С запредельным цинизмом, на который способны только англосаксы. Конечно, эти моральные уроды имели ввиду, что они никому ничего не обещали и никому ничего не должны. «Всем спасибо – все свободны». И в качестве мессиджа – сатанинский гогот над убогими дикарями, возомнившими, что они какими-то делами могут заслужить вхождение в ряды богоподобных господ. Нет, вас просто поимели. Тупые аборигены в очередной раз побеждены руками аборигенов, а теперь всё, дело сделано, «поздно пить боржоми».

Но апачи – то дураками не были. Они всё понимали как надо. В том числе то, что условия сделки оговариваются до её заключения, а не меняются после выполнения. Условие «увольнение (а тем более посадка) после победы» в контракте не значилось. И мессиджи они тоже поняли. В результате 50 оставшихся скаутов, кому после всего фортануло остаться на службе, стали белыми. Стали играть в их мутные двойные игры и скрыто преследовать сугубые эгоистичные цели. А что, с волками жить – по волчьи выть …

После такого - надо думать не о том, что тебе пообещали (фуфло всё это), а об условиях, при которых ты будешь оставаться нужен. Джеронимо уже победили, на свою голову. А если и последних «ренегатов» переловить? С этого момента начинаются регулярные жалобы на работу скаутов именно при ловле соплеменников. Белых и мексикацев они по-прежнему «отрабатывали» добросовестно, за что их и держали дальше.

И здесь становится понятна слабая сторона англосаксов. Идиотское самомнение, шизофреническая мания величия, которая проявляется в совершенно отталкивающем высокомерии. Их общество до мозга костей расистское, и это не позволяет им иметь подлинных, реальных союзников.

Англосакс всех вокруг держит за дерьмо. В народах – жертвах агрессии они всегда опираются на никчемное отребье, с самого дна, специально его выискивают и вкладывают логистику, организуют и натравливают на патриотическую часть народа, его соль. Но ведь это не опора при серьёзной передряге, это рабы, которые служат, пока ты сильный. Надо всё время быть сильнее всех. А здоровья хватит, в таком-то напряге?

В то же время любой сильный народ, как и любая сильная личность - не англосакс, в силу личных качеств англосакса неминуемо становится его врагом.

А Массай после этого в третий раз похитил женщину из резервации, в том же 1887 году. Звали её Занаголиче, из племени Маскалеро. Отец был против. Оно и понятно – никакой отец не пожелал бы своей дочери быть подругой Массая, в его условиях. Спор решили по-апачски, поединком на ножах. Массай победил. И Занаголиче стала его женой на все последовавшие 19 лет войны воина – одиночки. И родила ему шестерых детей. Почему она с ним осталась? Это ведь явно добровольно. Знаете, как говорили в старину: «красота стремится к силе». Нет сомнений, что Массай к этому времени стал символом гордого Духа Апачей, как до этого был Джеронимо. И сломленные Апачи в резервации, уже не имея сил для борьбы, приспособившиеся к белому беспределу, им тихо восхищались. А Занаголиче была совсем юной девушкой – юношеский максимализм и всё такое …

Как он умудрялся воевать и беречь семью? Охотился только с луком, которым владел так же хорошо, как и огнестрелом. Семью прятал в самых неприступных трущобах апачских гор, где его могли найти только соплеменники, а они его не особо искали. Следы заметал как профи, который умеет их искать. В итоге англосаксы, своим хамством лишившие себя реальной поддержки апачей, оказались бессильны перед единственным воином.

Воистину жалкое зрелище – вся их машина захвата и подавления, продуманная как планы Наполеона, с виду грозная как танк и неотвратимая как асфальтоукладчик, сломалась об одного единственного бойца, который реально пошёл до конца.

Массай действовал чаще в одиночку, иногда объединяясь с кем-то из «благородных», которые периодически нападали на территорию США. С Апачем Кидом, пока тот воевал, тоже иногда действовал совместно.

В середине 90-х набеги «благородных - ренегатов» активизировались настолько, что стали выделяться на общем фоне «весёлой» пограничной жизни.

В начале 1896 Массай действовал вместе с Адельнице, тем самым, с которым воевал ещё в последнем отряде Джеронимо. Вместе с ними были три женщины и двое детей – все из «благородных». Семьи Массая вместе с ними не было. 3 декабря 1895 года они убили Элизабет Меррилл и ее отца Горацио Меррилла вблизи Соломонвилля, а 28 марта 1896 года ими был убит Альфред Рукс, в своём доме на восточной стороне гор Чирикахуа.

После этих и ещё ряда нападений других групп апачей, армия США была вынуждена предпринять компанию против «ренегатов», последнюю в истории. Кроме армии, были отмобилизованы отряды гражданской милиции, которые также участвовали в облавах. В ходе этой компании им в последний раз удалось выследить Массая.

Произошло это 17 мая 1896 в Каньоне Гваделупе недалеко от границы с Мексикой. Отряд из 12 солдат, 10 скаутов и 4-х гражданских долго преследовали и в конце концов настигли группу Адельнице. Отряд смог подобраться незаметно и, разделившись на две части, заняли оба выхода из каньона. Первая группа со стороны Мексики подобралась вплотную к лагерю апачей. На рассвете из укрытия вышли две женщины и Адельнице. Американцы открыли огонь, первым же выстрелом Адельнице был смертельно ранен. Он схватил винтовку и забежал в скалы, где вскоре умер от потери крови. Массай под градом пуль ушёл по сильно пересечённому боковому ущелью, умело укрываясь за скальными выступами. Невредимым. Женщины и дети побежали к выходу из каньона со стороны США. Там ждала засада, которая должна была их схватить. Но скаут Керли выстрелил в воздух, когда беглецы были ещё далеко. Женщины и ребёнок свернули в боковой каньон и благополучно ушли.

Позже лейтенант Аверилл написал рапорт о том, что скаут Керли специально подыграл «ренегатам». А скаут Керли утверждал, что видел свою задачу в том, чтобы остановить беглецов и обвинял Аверилла в том, что тот плохо расположил засаду. В итоге янки достался труп Адельнице и маленькая девочка, которую при бегстве оставили в лагере. Девочку забрал бывший с ними гражданский - Джон Слотер, который потом всем рассказывал, что завалил Апача Кида. А поконцовке генерал Нельсон А. Майлз объявил означенное действо великой победой и поблагодарил всех причастных.

21 июня 1896 армия США уже на территории Мексики настигла другую группу «благородных» и атаковала её. И вновь 4 воина, 4 женщины и ребёнок ушли, армия захватила только пятилетнюю девочку. И снова янки жаловались, что скауты предупредили «ренегатов», а скауты, конечно, всё отрицали.

Собственно, это и все успехи армии в компании. В дальнейшем армию к борьбе с Апачами больше не привлекали, использовались полиция, рейнджеры и т.д. Апач Кид давно был в Мексике, а Массай провоевал ещё 10 лет.

После очередного убийства белого, на этот раз старателя близ уступа Могольон в Нью – Мексико, против него были организованы экспедиции в 1902, 1903 и 1905 годах. С тем же успехом.

В начале сентября 1906 власти Нью – Мексико организовали очередную экспедицию. Утром 6 сентября отряд заметил двух индейцев в верховьях каньона Сан-Хуан.Открыли огонь, один индеец упал, второй скрылся в скалах. Дальше какой – либо отчёт отряда пограничной милиции отсутствует, что странно.

Зато известно, что через три дня специально вызванный отряд кавалерии наконец выследил и схватил жену Массая – Занаголиче с тремя детьми до 10 лет. Занаголиче сбежала из-под стражи, пришла в резервацию Маскалеро и сдалась администрации. После войны Викторио остаткам племени выделили отдельную резервацию – маленькую, но зато на их прежней земле и в нормальной местности, а не в проклятой пустыне Сан – Карлос.

После сдачи Занаголиче, из резервации послали к армейским, и ей вернули детей. Так жена Массая и его младшие дети в конце концов «определились» в резервации Маскалеро. Трое старших наверняка раньше, по достижении совершеннолетия (у Апачей это лет 15 - 16), ушли к «благородным». Их можно понять – они выросли на войне Массая, которой от души наелись. В конце концов – дело молодое, надо нормально пожить (хотя – бы по апачским понятиям), семью завести опять же.

После этих событий характерные убийства и грабежи прекратились, и это было окончанием войны Массая. Логично было предположить, что застреленный 6 сентября 1906 индеец и есть Массай. Занаголиче эту версию поддержала и рассказала следующее. Что якобы Массай и их сын Альберт в то роковое утро пошли за лошадьми, так как Массай накануне убил белого, опасался погони и хотел уехать из этой местности. При этом он сказал жене, что если не вернётся – то пусть она идёт в резервацию Маскалеро.

Альберт прибежал и сказал, что отца тяжело ранили, и он крикнул сыну, чтобы тот убегал. Занаголиче выдержала время и пошла с Альбертом на место ранения мужа, чтобы убедиться в его смерти. Тот привёл её на место ранения, и там они обнаружили большое кострище, на котором был сожжён человек. Среди кострища и обугленных останков Занаголиче обнаружила пряжку от ремня, в которой опознала пряжку Массая. Ну и … Как бы эндшпиль. Но не всё так просто.

Не забываем, что за Массая была назначена награда в 5000 долларов. Для понимания напишем так: ПЯТЬ – ТЫСЯЧ – ДОЛЛАРОВ!!! В 2013 доллар по покупательной способности «весит» 2% доллара 1913 года. Нехитрое умножение: 5000*50=250 000 по нынешним ценам. Для получения денег всего – то надо было сделать действие в три шага: погрузить труп Массая на лошадь – привезти и предъявить шерифу – получить деньги. Вместо этого янки зачем-то берут и сжигают огромную кучу бабла. Вы можете в это поверить? Я нет.

Занаголиче в этом случае веры нет. Понять её можно – она конечно «опознала» пряжку, и конечно «подтвердила». Какая нормальная жена поступила бы иначе? В то же время отчёт экспедиции если где и есть, то в закрытых источниках. Т.е. бойцы вернулись живы – здоровы, но официально от них – ничего. Убей они Массая, и подтверди это – шуму было бы не то что до Вашингтона, но пожалуй и дальше. Это выгодно янки, и это очевидно.

Рискнём предложить наиболее логичную версию происшедшего. Так или иначе, но Массай (которому было уже под 60) закончил свою войну и ушёл к «благородным». При этом забрать с собой семью он по каким – то причинам не мог. Следует учесть, что между апачскими горами в Аризоне и Сьерра – Мадре в Мексике километров триста по местности, уже достаточно плотно заселённой и довольно открытой, да ещё и с погоней на хвосте. Возможно, просто шансов не было – он такие вещи оценивал трезво. А возможно, Занаголиче устала и отказалась. Опять же детьми рисковать. Мотивы мы уже не узнаем, но факт просто есть.

Кто же тогда был убит? Возможно – кто-то из старших сыновей Массая, который должен был сопроводить семью до окрестностей резервации, пока Массай «делал ноги». Или просто другой индеец, может, даже из резервации Маскалеро. Что тоже вероятно, подобно Адельнице в событиях десятилетней давности. И тогда понятно, зачем янки сожгли труп – так избавляются от нежелательных улик. Не забываем, ведь они охотились на Массая, а завалили кокого-то левого индейца – ни денег, ни славы. А так хоть денег и не получишь, но хоть приврать потом можно. Что и получилось.

Тема долго обсуждалась. Официальная версия событий выглядела настолько бессвязно и нелогично, что даже несмотря на слова Занаголиче, янки «победу» не объявили, долго путались, выдвигали какие-то нелепости, и в конце концов они (в который раз!) решили, что убили там Апача Кида. И район убийства с тех пор носит название «Пустыня Апача Кида». И ковбои из отряда числятся его убийцами. И при этом никого не смущает, что за Апача Кида тоже была назначена награда в 5000 долларов. И в этом тоже все янки – правда им в принципе не нужна, главное нарисовать правильную медийную картинку.

В сухом остатке имеем – Массай не был убит или схвачен, не был побеждён, и уже этим фактом победил. Он родился и умер свободным. И по крайней мере кто-то из его детей ушёл в Мексику, и продолжил его род среди свободных Апачей.

Конфуций говорил, что миром управляют знаки и символы. Массай и есть такой символ, вся его жизнь. Пример, как с пиндосами надо. И нечего их уродов бояться. Для победы над ними надо всего лишь одно – понимать смысл их игры.

Я бы предложил какой – нибудь очередной Гиперзвук назвать именем Массая. В США его имя известно, и хорошо бы, чтобы он к ним вернулся таким образом. Уверен, Массай был бы не против.

 

Прохожий Алекс.
Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 33).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА