Выращенные кристаллы алмаза
© Валерий Шарифулин/ТАСС
В 2018 году в ювелирной индустрии случился перелом: бывший монополист рынка природных алмазов De Beers выпустил украшения с искусственными бриллиантами, а в США оба вида камней признали равноценными
Прозрачные, бесцветные, переливающиеся бриллианты не самые дорогие и редкие, но, пожалуй, самые желанные камни. Если мужчина собрался делать предложение возлюбленной, ему надо раздобыть кольцо именно с бриллиантом, да побольше. Негласное правило обязывает жениха потратить на символ своей любви хотя бы две месячные зарплаты.
Этот "старинный" обычай возник лишь в середине XX века стараниями маркетологов De Beers, но прочно вошел во многие культуры, в том числе российскую — достаточно взглянуть на витрины ювелирных магазинов. Впрочем, других украшений с бриллиантами тоже предостаточно. Покупают их по самым разным поводам или просто так — кому не нравятся блестящие штучки?
Но теперь у покупателей появилась альтернатива: с виду точно такие же камни, но значительно дешевле и не добытые в шахтах на краю света, а произведенные в лабораториях и на заводах.
Бриллианты — это ограненные алмазы, а те — всего лишь углерод, как графит, уголь или графен. Разница между этими веществами — в расположении атомов углерода: в бриллиантах они образуют особую кристаллическую решетку. В обычных условиях такая решетка не получается: алмазы формируются на глубине несколько километров в невыносимой жаре и под колоссальным давлением, а добывают их в местах, где породы из недр выходят к поверхности.
Из-за непревзойденной твердости алмазы ценятся не только у ювелиров. Спрос на них высокий, стоят они дорого, а выкопать их не так-то просто, особенно в России: крупнейшие месторождения расположены за полярным кругом. Еще в конце 1930-х годов ученые рассчитали, что алмазы можно синтезировать — нужны всего-то температура около 2 тыс. градусов и давление больше 60 тыс. атмосфер. В 1950-х в Швеции, США и СССР были получены первые искусственные камни. Метод так и назвали — высоких давления и температуры (англ. high-pressure high-temperature, или HPHT).
Спустя еще десятилетие была разработана вторая распространенная технология синтеза — химическим осаждением из пара (англ. chemical vapor deposition, или CVD). В камеру кладется подложка или алмазное зернышко, затем внутрь подаются газы, на которые воздействуют микроволновым излучением или лазером. Газы разогреваются до того, что превращаются в плазму. Высвободившиеся атомы углерода выпадают на подложку, почти как снег зимой, — за несколько недель формируется камень.
В 1970-х производство искусственных алмазов превысило добычу природных. Эти алмазы годились для технических нужд, прежде всего для изготовления режущих инструментов, буров и т.п., но украшения из них было не сделать — они выглядели как невзрачные камушки желтого или коричневатого цвета. Первые алмазы, пригодные для огранки, создали примерно в то же время, но процесс был чересчур сложным — выгоднее было и дальше вырезать бриллианты из минерального сырья.
До недавнего времени ювелирная отрасль жила, не замечая искусственные алмазы. Но обе технологии — HPHT и CVD — совершенствовались. Инженеры догадались, как избавиться от коричневого оттенка. Более того, они научились делать цветные алмазы: голубые, розовые — такие камни ценятся в разы, а иногда на порядки выше обычных. Одна такая компания, New Diamond Technology, расположена в России, в Сестрорецке. Ее президент Тамази Хихинашвили рассказал, что недавно в New Diamond Technology обновили собственный рекорд: огранили оранжевый бриллиант массой около 20 карат (4 грамма) из кристалла почти втрое больше — такое еще пока никому не удавалось.
По словам генерального директора Гильдии ювелиров России Эдуарда Уткина, даже специалист с лупой не догадается, что бриллиант искусственный, — для этого нужно оборудование за $10 тыс. "По физическим, химическим, оптическим свойствам они полностью соответствуют природным", — говорит Уткин.
Раз искусственные камни, по сути, не отличаются от добытых из-под земли, то их следует считать настоящими бриллиантами, драгоценностями — таково было решение Федеральной торговой комиссии США, принятое летом 2018 года: производителям "синтетики" разрешили продавать свою продукцию без уничижительных примечаний. В России все наоборот. "По закону аналоги природных материалов не относятся к драгоценным камням. Если происхождение камня неприродное, об этом должно быть указание на бирке", — объясняет Уткин.
Кроме внешнего вида у искусственных бриллиантов есть еще одно достоинство: за последнее время снизились затраты на их производство. Если в 2008 году сделать CVD-бриллиант массой 1 карат стоило около $4 тыс., то в 2018-м — всего $300–500. Как это бывает с драгоценностями, розничная цена такого камня примерно вдесятеро больше, но все равно ниже, чем у природного бриллианта. Самое поразительное — еще два года назад разница составляла всего 20%, а теперь — 50%.
Правда, цены на разные марки тоже сильно отличаются. В 2018 году компания De Beers всех шокировала, создав дешевый бренд украшений с искусственными бриллиантами Lightbox. В XX веке корпорация контролировала почти весь рынок бриллиантов, и это ее заслуга, что вокруг сверкающих камней сложился романтический флер: "Бриллианты навсегда" — слоган De Beers. Lightbox казался выстрелом в собственную ногу, но, возможно, компания просто решила выдавить конкурентов демпингом: вещицы с камнями в три четверти карата — размером с тетрадную клетку — стоят $600 плюс стоимость самой подвески или пусетов. Другим компаниям сложно предложить цену лучше этой.
У De Beers другое объяснение: каждый природный бриллиант уникален, как снежинка, а в лаборатории изготавливают что заблагорассудится. Стандартный бриллиант — стандартная цена. Глава сети магазинов Spence Diamonds Эрик Линдберг придерживается иного мнения: он считает, что все искусственные бриллианты тоже уникальны из-за мельчайших изменений условий, в которых их выращивают. По его мнению, важно даже, использует ли производитель возобновляемые источники энергии и хорошо ли обращается с сотрудниками.
От того, кто сможет убедить покупателей, зависит развитие рынка — и цена на природные бриллианты. Посыл De Beers простой: и природные, и искусственные бриллианты хороши, но это два разных продукта. Оппоненты возражают: нет, лабораторный камень ничем не отличается, зато стоит дешевле, к тому же его точно не выкапывали под дулом автомата босые дети из Анголы, вкалывая в две смены за плошку маниока. По словам Эдуарда Уткина, "синтетика" несет угрозу продукции массового спроса, а покупателям люксовых вещей важно происхождение бриллиантов.
Но какая идея ни победит, по оценке консалтинговой фирмы Bain & Company, в ближайшее десятилетие природные алмазы, вероятно, все же подешевеют. Вопрос только — насколько. В последнем отчете нидерландского банка ABN AMRO говорится, что искусственные камни уже успешно конкурируют с маленькими и второсортными бриллиантами, а со временем также станут заманчивой альтернативой большим и чистым. "Будущее природных бриллиантов туманно", — заключают аналитики ABN AMRO.
Производителям искусственных алмазов выгодно продавать их ювелирам, но, как считают эксперты Bain & Company, со временем этот бизнес станет менее прибыльным. Больше возможностей кроется в высокотехнологичных отраслях экономики. Кристаллы не просто очень твердые — еще они прозрачны, могут служить превосходными полупроводниками, обладают хорошей теплопроводностью. "Алмазы работают в очень суровых условиях, поэтому интересны военным, для атомной энергетики, космических исследований, навигационных систем самолетов", — добавляет Тамази Хихинашвили.
Проблема в том, что из-за высокой цены и пресловутой уникальности природные кристаллы не годятся для массового применения. "Когда мы составляли бизнес-план, рассчитывали, что 90% нашего продукта будут использовать в электронике, лазерной технике, компьютерах, радиоприборах, медицинском оборудовании, режущих материалах, для определения твердости других материалов. Но сначала наш продукт был не востребован. Люди привыкли, что из натуральных алмазов не сделаешь две одинаковые вещи: идентичных камней не бывает. А мы можем произвести алмаз с нужными свойствами под заказ", — рассказывает Хихинашвили.
По его словам, производителям искусственных алмазов необходима государственная поддержка, а сейчас их кормит "ювелирка". На вырученные деньги проводятся исследования и испытания, чтобы кристаллы было целесообразно использовать в технике. Хихинашвили говорит: "Понимаете, да? Ты делаешь два бизнеса: один поддерживает второй. Второй — это завтрашний день, это будущее".
Марат Кузаев