Британская подданная Шамима Бегун, четыре года назад уехавшая в ИГИЛ, а теперь вознамерившаяся вернуться домой, не желает менять ни своих джихадистских принципов, ни родины. Лондон поступил решительно, лишив ее гражданства. Но непонятно, что делать с сыном исламистки.
Проблема с репатриацией и реабилитацией жен и детей террористов разгромленного «Исламского государства» гораздо острее, чем кажется. И в большей степени касается нас, а не Запада. Россиянок, в свое время уехавших в Сирию и Ирак, насчитывается около семи тысяч, в Европу собираются вернуться несколько сот человек.
Еще в 2016 году главы Чечни и Ингушетии высказывали мнение, что всех, кто связан с джихадистами, следует лишать гражданства. Однако дальше слов дело не пошло. Сейчас Рамзан Кадыров изменил точку зрения — по его мнению, надзор за семьями и наставления традиционных религиозных лидеров смогут оградить Россию от деятельности последователей радикальных идей.
Шамима Бегун, как отмечает Русская служба Би-Би-Си, расколола британская общество. В интервью Times девица призналась, что ни о чем не жалеет. «Вы знаете, чем занималось «Исламское государство»? Там, казни, обезглавливания...» — спросил ее корреспондент. «Да, я все это знала, все окей с этим. Я ведь религиозная стала. А по исламу, как я понимаю, все это нормально», — рассказывает несчастная мать-одиночка.
Журналист специально спросил Шамиму, как она относится к теракту в Манчестере, где джихадисты убили и искалечили множество подростков. Она ответила, что это было «типа воздаянием» за британские бомбежки в Сирии.
Трудно сказать, оказалась ли 19-летняя британка единственной, кто сохранил верность убеждениям и не скрывает этого. В исламе есть понятие «такия» — благоразумное сокрытие своей веры. Оно предполагает, что правоверный мусульманин может скрыть свои убеждения, подружиться с неверным и даже публично отречься от веры для сохранения своей жизни, но быть верен Аллаху в душе. Возможно, за время жизни в ИГ кто-то из женщин действительно разочаровался в былых идеалах и искренне раскаивается, но как проверить их честность — неясно.
У нас те же проблемы, только потенциальных террористов и террористок кратно больше. Честно говоря, мне бы не хотелось, чтобы они, как ни в чем не бывало, вернулись в наши города. Они пожизненно инфицированы исламизмом и вряд ли способны измениться.
Уже понятно, что после разгрома ИГИЛ в Сирии и Ираке группировка полностью не исчезнет. Предчувствуя поражение, она сменила тактику и стала, как ранее «Аль-Каида», тайной сетью террористических ячеек.
Рамзан Кадыров не прав: нельзя их пускать обратно. Надеюсь, он переменил свою точку зрения после 20 августа прошлого года, когда семья террористов ИГИЛ напала на полицейских в разных районах Чечни. Среди убитых экстремистов были и дети.
Еще свежий материал Павла Шипилина: Жеребец из конюшни Коломойского