Экономист Дэвид Стокман, известный как «отец Рейганомики», в очередной раз предсказал крах Уолл-стрит и американской экономики в целом. И хотя с начала года биржевой рынок растёт, аналитик призывает инвесторов выводить средства из акций и корпоративных облигаций в кэш, а также в казначейские векселя США:
72-летний политик и бизнесмен Дэвид Стокман был директором Административно-бюджетного управления США при президенте Рональде Рейгане в 1980-х годах.
В интервью телеканалу Fox Business в прошлый четверг Стокман предупредил, что конец политики дешёвых денег, основанной на низких ставках Федеральной резервной системы США, предвещает беду для страны, которая имеет госдолг величиной в $22 триллиона и растущий дефицит бюджета величиной почти в $1 триллион.
На вопрос, когда же будет настанет «день расплаты», Стокман ответил, что это время уже настало, потому что ФРС прекратила массовую скупку облигаций два года назад.
На вопрос об инвестициях рейганомист посоветовал выходить из рынка акций и облигаций: «…вкладывайте деньги в наличные, вкладывайте деньги в казначейские векселя и ждите, когда произойдёт обвал, потому что он произойдёт».
Казначейские векселя США (US. Treasury Bills, T-Bills) — это долговые обязательства Минфина США со сроками погашения до 1 года. Как видно, в долгосрочные ценные бумаги аналитик не верит.
Стокман обладает репутацией настойчивого предсказателя экономического краха, и его прогнозы пока ещё не сбылись. Тем не менее, работа в президентской администрации и важная роль в формировании налоговой политики во времена Рейгана сделали его экспертом, чьи заявления вызывают большой интерес у американских деловых СМИ.
Среди более мейнстримных инвесторов и аналитиков распространённой позицией сейчас является краткосрочный оптимизм. Сохраняются опасения, что замедление мирового экономического роста ударит по США. Однако американский биржевой рынок растёт, чему поспособствовали недавние сигналы ФРС о том, что она, скорее всего, замедлит сокращение своего баланса (основу денежного предложения) уже в этом году, и, возможно, приостановит рост базовых ставок (который увеличивает стоимость заимствований). Нехватка и удорожание денег воспринимаются рынком как ключевые угрозы, так что теперь инвесторы могут вздохнуть чуть спокойнее.
Тем не менее, Стокман считает, что зияющий дефицит бюджета и неизбежный конец рекордно длительного цикла экономического расширения в США (период роста между двумя рецессиями) являются признаками того, что расплата уже близка. Эпоха лёгких денег не может продолжаться долго, поскольку ФРС будет вынуждена в какой-то момент нормализовать свою политику.
«Суть в том, что это наконец-то нас настигло. Мы шли к этому целых 30 лет, потому что Фед монетизировал долг — покупая облигации легко и быстро. Когда пришёл Гринспен, баланс ФРС составлял $200 миллиардов; на пике он составлял уже $4.5 триллиона», — сказал Стокман, имея в виду бывшего главу ФРС Алана Гринспена.
Сейчас баланс ФРС, состоящий из приобретённых ранее облигаций, достигает $4 триллионов.
«Нам пора очнуться… Мы находимся на 10-м году самого продолжительного экономического расширения в истории. Мы увеличиваем дефицит в самый неподходящий момент», — печально констатирует Стокман. Он игнорирует намёки ФРС о прекращении политики монетарного ужесточения в конце 2019 года и считает, что Федрезерв продолжит сбрасывать облигации.
Даже большой практический опыт Стокмана («рейганомика» при всех проблемах всё-таки была довольно успешной схемой) не придаёт достаточного веса его предупреждениям в глазах публики.
Проблема «отца Рейганомики» в том, что он оказался в незавидной позиции, похожей на позицию врача, который убеждает пациента, что курение и неуемное потребление алкоголя — это зло.
До тех пор, пока пациент не получит серьёзных проблем со здоровьем, он врачу не верит, а когда проблемы начинаются, то лечить их уже зачастую поздно или сложно.