В ноябре 1612 года закончилась междоусобица Смутного времени, нанесшая немалый экономический и военный урон русскому государству. Народным ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского из Москвы были изгнаны поляки гетмана Ходкевича, была упразднена угроза католической унии и владычества польской короны над нашей страной.
Но мало было изгнать внешнего врага — России требовалось преодолеть кризис высшей власти, связанный с гибелью старшей ветви Рюриковичей и чехарды Лжедмитриев на московском престоле. Оставалась нерешенной ключевая проблема: кто станет новым русским царем, наденет тяжелую во всех смыслах шапку Мономаха?
Вопреки расхожим стереотипам, московская Русь со времен первых великих князей и до эпохи императора Петра I всегда была демократическим государством — насколько вообще была возможна демократия в то время. На местном уровне в городах и весях России существовало развитое посадское самоуправление.
Даже Иван Грозный, прославившийся как самовластный монарх, опирался на развитую по всей стране систему целовальников, выборных должностных лиц в уездах и посадах, исполнявших судебные, финансовые и полицейские обязанности. По сути, на уровне местной жизни вся государственная власть в России того времени выбиралась населением, и избранные приносили присягу обществу, целуя при народе крест (оттого и «целовальники»).
Но и на более высоком, общегосударственной уровне в России была давняя и устойчивая традиция представительной демократии. За полтора века, с 1549 по 1684 год, в Москве было проведено 44 Земских собора, на которые собирались со всей страны представители духовенства, аристократии, дворянства, служилых людей. В Соборах участвовали даже посадские люди, то есть свободное простонародье — историки спорят о степени их участия, но все признают, что обращения посадских людей на Соборах рассматривались постоянно, и неоднократно принимались решения, выгодные именно посаду.
Даже история создания Второго народного ополчения, освободившего в ноябре 1612 года Москву от интервентов, свидетельствует о давних традиция русской демократии: ополчение созывает Нижегородский совет при помощи народного схода, а земский староста Кузьма Минин именуется в документах и летописях «выборным человеком». Одним словом, широкие традиции демократии в Московской Руси органически сочетались с традицией сильной общегосударственной власти, без которой было нельзя обойтись стране, окруженной могучими и хищными соседями.
Именно поэтому уже в середине ноября 1612 года военный руководитель освободившего Москву ополчения князь Дмитрий Пожарский стал рассылать по стране грамоты с призывом собраться в столице на Земский собор для выборов нового царя.
Один из кандидатов, Пожарский Дмитрий Михайлович. Гравюра wikipedia.org
Общерусский «парламент» собрался в самом начале 1613 года, численность его участников оценивается, по разным дошедшим до нас сведениям, от 700 до 1500 человек. В полуразрушенной боями Москве тогда оставалось единственное здание, способное вместить всех «выборных», — Успенский собор Московского Кремля. Поэтому Собор проходил в соборе.
«Выборные люди», участники Собора представляли весь спектр мнений и кандидатур на вакантный русский престол. Было немало тех, кто готов был посадить на московский трон сына короля Речи Посполитой Сигизмунда III Владислава или сына шведского короля герцога Сёдерманландского Карла-Филиппа (естественно, при твердом условии, что такой «импортный» царь примет и будет твердо придерживаться православия).
Другие участники Собора предлагали в цари князей Дмитрия Тимофеевича Трубецкого и Дмитрия Михайловича Пожарского. Среди иных кандидатур предлагали даже английского короля Якова I, звучали также фамилии Голицыных, Воротынских, Шуйских и Годуновых. Рассмотрели даже в качестве претендента на престол сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Одним словом, для начала XVII века этот «парламент» был торжеством средневекового плюрализма и демократии.
Историки до сих пор спорят, почему же этот Собор 1613 года, завершивший Смуту, избрал на царство, пожалуй, самого скромного из всех кандидатов — 16-летнего боярского сына Михаила Романова. Конечно, сыграло свою роль то, что Михаил был родственником представителей прежней династии Рюриковичей — он приходился двоюродным племянником сыну Ивана Грозного. Отец будущего царя, Федор Никитич Романов, был весьма влиятельным политиком начала XVII века — в скором будущем он станет главой Русской православной церкви патриархом Филаретом. Но в тот момент он находился в польском плену, да и сам Михаил Романов пребывал не в Москве, а в далекой Костроме.
Все споры историков можно свести к одному: именно молодой Михаил Романов, родич прежней династии, оказался самой компромиссной кандидатурой, рожденной в жарких спорах русского «парламента». Дискуссии на Соборе продолжались свыше месяца. За Михаила Романова голосовали дважды — первое голосование признали недействительным, как бы сказали сейчас, из-за отсутствия кворума. Только через две недели, 3 марта (21 февраля старого стиля) 1613 года, Земский собор избрал на царство первого монарха из династии Романовых.
Документ об избрании, так называемую «Утвержденную грамоту Земского собора», подписали все грамотные его участники — всего 230 человек, а также скрепили своими печатями представители православного духовенства, участвовавшие в Соборе. Отныне Смута была официально завершена, Россия получила общепризнанного царя.
Именно династия Романовых дала нашей стране выдающихся монархов, в их перечне присоединивший Украину сын первого царя Алексей Михайлович, присоединивший Прибалтику великий реформатор Петр I, присоединившая Новороссию и Крым Екатерина II, победитель всей наполеоновской Европы Александр I. Вспомнив эти имена, мы понимаем, что принятое 3 марта 1613 года решение Земского собора в Москве — это, бесспорно, одна из наших великих исторических побед.