Если Индия и Пакистан начнут четвертую войну и истратят хотя бы по половине своих ракет, начиненных ядерными боеголовками, в мире наступит ледниковый период. Поэтому мы не можем оставаться безразличными к тому, что там происходит.
Если кто забыл, третья война между государствами закончилась в 1971 году поражением Пакистана и образованием Бангладеш. Что, конечно, было предопределено по двум причинам. Во-первых, Западному Пакистану было сложно управлять Восточным, когда две части одной страны разделены 1600 км индийской территории. Во-вторых, стремясь навести порядок в своей провинции, Пакистан устроил в ней самый настоящий геноцид. В результате миллионы беженцев переместились в Индию.
Индия вмешалась в ситуацию, вторглась в Восточный Пакистан и разгромила пакистанскую армию, которая в итоге капитулировала. После чего Бангладеш объявил о своем суверенитете.
Это, кстати, почти забытый урок для украинцев. Приграничное государство очень часто вмешивается в дела соседей, поскольку ему приходится решать гуманитарные проблемы. Когда ВСУ и добробаты в 2014 году отправились в ДНР / ЛНР на сафари «пострелять сепаров», как минимум миллион жителей Донбасса убежали в Россию. Из Восточного Пакистана в Индию мигрировали восемь миллионов.
С тех пор две ядерные державы, между которыми сохраняются напряженные отношения, только веселили мир яркими театрализованными представлениями на границе (на заглавном фото, ролик в конце поста). Если, конечно, не считать Каргильский конфликт 1999 года. Нынешний его напоминает по накалу страстей, тоже выглядит имитацией войны.
Однако три недели назад террорист-смертник на машине, начиненной взрывчаткой, врезался в автобус с индийскими военными в индийском штате Джамму и Кашмир с преимущественно мусульманским населением. Погибло 45 человек. Ответственность взяли на себя террористы «Джаиш Мухаммад», укрывающиеся, как утверждает Нью-Дели, на территории Пакистана.
В ответ Индия отбомбилась по предполагаемой базе группировки, а Пакистан нанес удары по военным объектам Индии. Обе стороны уверяют, что ущерба нанесено не было, и в данном случае я этому верю, поскольку ни Исламабад, ни Нью-Дели полномасштабной войны не хотят.
Даже несмотря на то, что не так давно в небе над границей произошел военный бой, в котором участвовало 32 самолета — 8 индийских и 24 пакистанских. Сбито по одному истребителю с каждой стороны.
Правда, Нарендра Моди демонстрирует воинственность и непримиримость. Нью-Дели версию о непричастности к инциденту официального Исламабада отвергает и заявляет, что «Джаиш Мухаммад» чувствует себя в Пакистане вольготно и не преследуется. А значит, к деятельности террористов Исламабад относится благосклонно.
— Если наши соседи думают, что могут дестабилизировать Индию, и вынашивают заговоры, то они должны оставить эту мечту навсегда.
— Если у вас есть какие-либо сведения об участии Пакистана в теракте, дайте нам их. Я гарантирую, что мы примем меры, — как бы отвечает индийскому премьеру глава кабинета министров Пакистана Имран Хан. Ему приходится лавировать между агрессивно настроенным по отношению к давнему врагу населением и нежеланием разрушать хрупкий мир.
Позже он приказал выдать индийцам летчика, сбитого над территорией Пакистана, демонстрируя миролюбие. Дома пилота встретили, как героя.
Безусловно, даже мелкий пограничный инцидент теоретически может перерасти в полномасштабную войну. Но, по-моему, это не тот случай. Прав я или нет, покажет ближайшее будущее.