Санкции, которые должны были стать наказанием для российской элиты, вместо этого стимулируют экономику России и патриотизм россиян. Об этом пишет на сайте издания The National Interest профессор политологии Университета содружества Вирджинии Джуди Твигг.
Импортозамещение в сфере сельского хозяйства определенно не было беспроблемным, отмечает она, и импорт все еще преобладает в сегменте дорогих продуктов питания, таких как говядина, фрукты и овощи. Однако российские потребители быстро адаптировались к новому набору продуктов на полках магазинов, и по данным на 2016 год 90 процентов горожан отмечали, что предпочитают покупать российские продукты питания даже при наличии импортных аналогов сравнимого качества по аналогичным ценам. Обозначение "Выращено в России", пишет Твигг, нашло сильный отклик у потребителей.
Наиболее видимые сложности возникли лишь с сыром, особенно сорта пармезан. Однако и здесь российские контрсанкции дали российским сыроварам возможности расширить рынок сбыта.
В июле прошлого года президент Владимир Путин объявил, что российские контрсанкции будут действовать как минимум до конца 2019 года — и это неудивительно, пишет Джуди Твигг. Зачем отменять их, если российское сельское хозяйство, находившееся прежде в упадке, в новых условиях процветает? Санкции дали возможность возродить российские продовольственный сектор, и Путин ухватился за нее. Недавние торговые пошлины США помогли еще более, открыв потенциальные новые рынки для российского экспорта.
Администрации американского президента Дональда Трампа следует как следует подумать о непреднамеренных последствиях, подчеркивает Твигг: вероятность их возникновения всегда выше, когда умный противник активно ищет способы создать и использовать их. И независимо от того, рассматривает ли Трамп Россию как противника и хочет ли вообще сохранять санкционный режим, сложно представить себе, что выращивание российских конкурентов для американских фермеров — желаемый результат санкций США.
В данном конкретном случае Россия остается в этой игре на несколько шагов впереди, резюмирует Твигг.