В синодике «побед», которые Петр Порошенко предъявил своей пастве, борясь за переизбрание, едва ли не главное место занимает «безвиз». Действительно, эпопея его обретения была главным лейтмотивом пиара украинского президента не только сейчас, но и около двух лет, пока шел процесс финальных переговоров с ЕС – раза четыре или пять (точно уже и не вспомню) Порошенко в специальных обращениях к нации поздравлял её с «окончательным» обретением безвиза, который все переносился и переносился, а когда наконец стал реальностью, то фраза о прекрасном братиславском кофе и Венской опере, которые наконец стали доступны для украинцев, признаем, вошла в историю, правда, совсем не в том контексте, как того хотелось её автору.
Меня, правда, титанические усилия Киева по получению безвиза заставили вспомнить героиню Елены Яковлевой из фильма «Анкор, еще анкор!» Петра Тодоровского. Она всеми доступными ей средствами «пробивала» очередное звание для мужа-офицера, который, по словам комполка, «безынициативен, как командир слаб, ценности для Вооруженных сил не представляет». Но энергия «любящей жены» пробила все преграды, и последняя фраза комполка, обращенная к ней, звучит так: «Ну что, вылежала муженьку майора?»
Причины же, по которым безвиз с Украиной «не представлял ценности» для ЕС (перефразируя замечательный фильм), понятны: ведь визовый режим предназначен для защиты от всякого рода нежелательных гостей. К таковым относят людей, стремящихся правдами и неправдами перебраться в соответствующую страну или едущих туда за нелегальными заработками, в том числе и чисто криминальными. В последнее время к этим «категориям» прибавились международные террористы, что сделало тему прозрачности границ особенно чувствительной для многих государств Европы.
Очевидно, что такую угрозу несут прежде всего страны бедные, неблагополучные, значительно уступающие по уровню и качеству жизни принимающей стороне. Иначе говоря, в качестве иностранных гостей нужны те, кто приезжает тратить деньги, а не зарабатывать их тем или иным способом. К какой категории относятся Украина и подавляющее большинство рвущихся в Европу украинцев, достаточно очевидно. Правда, и «нелегалы» тоже нужны, но они и удобны тем, что нелегалы, что их поток легко регулировать, а сами они в силу своего статуса абсолютно бесправны. Суть этой политики уже показана «Альтернативой» («Украина – белый бантустан Европы»).
Да, из понятных политических соображений руководство ЕС не могло в свое время четко и однозначно объяснить, какие реальные условия должна выполнить Украина ради безвизового режима, а именно достичь уровня жизни, способного избавить собственных граждан от потребности искать заработка на чужбине. (Вот только для стран, жители которых выезжают куда-либо практически исключительно ради туризма, безвизовый режим с кем-либо не может стать «национальной идеей» по определению.) Поэтому и была избрана тактика бесконечных отсрочек, оттяжек, выдвижений новых требований и т.п.
Отдадим должное Петру Алексеевичу, он действительно очень постарался, дабы «вылежать» для европейской нации безвиз. Но главным было другое, его уговорам нашлась веская аргументация, наиболее четко обозначенная в тексте тогдашней резолюции Европейской народной партии: «В целях сохранения мотивации украинского народа к продолжению реализации сложных реформ».
Действительно, три года постмайданных «перемог» вызывали всё большее разочарование в обществе, причем не только собственными правителями, но и Западом. Вот тут и пришло время приобретшего прямо-таки сакральный характер безвиза как, пожалуй, самого ненакладного способа поднять моральных дух украинцев.
Правда, оказалось, что конкретно для Украины безвиз носит весьма специфический характер «Пересекая границу Шенгенской зоны, гражданам Грузии и Украины нужно иметь при себе практически все те документы, которые требуются обычно для получения визы. В частности, для доказательства платежеспособности может понадобиться предъявить дорожные чеки, подтверждение бронирования жилья, наличную валюту и даже наличие средств на кредитной карточке. Требуемая сумма напрямую зависит от продолжительности и выбора страны или стран поездки. В случае посещения родственников или знакомых следует иметь при себе приглашение и информацию о приглашающем – адрес и телефон».
Все удобства, по словам официального представителя комиссара Евросоюза по вопросам расширения и политики добрососедства Петера Стано, сводятся к тому, что: «Во-первых, не надо платить за визу. Во-вторых, не надо ждать оформления». Правда, когда политическое решение было принято, представители ЕС наперебой начали доказывать, что, дескать, «не так страшен черт, как его малюют»: «Один из самых распространенных мифов, что документы, которые нужно было носить в консульства, нужно будет иметь на границе… Не нужно будет возить с собой все эти справки о состоянии банковского счета или что есть недвижимость, подтверждение от работодателя, этого не нужно будет», – рассказывал пресс-атташе представительства ЕС в Украине Давид Стулик.
Но фишка в том, что в «добезвизовые» времена для подтверждения платежеспособности достаточно было представить справку о зарплате с места работы (для частных предпринимателей – из налоговой инспекции), либо распечатку движения средств на банковском счете, либо, да, дорожные чеки (из расчета 30 евро на сутки пребывания), бронирование жилья.
Что удобней для человека, располагающего легальными доходами, очевидно. Теперь возможности выбора нет: в отличие от консульства, пограничники не будут рассматривать документы из «страны отъезда» (понимать их язык, тем паче разбираться в них, не входит в их служебные обязанности, в отличие от сотрудников консульства), а к тем, которые нужно предъявить, добавился обратный билет. Вскоре страны Шенгенской зоны определились и с суммой, которую украинцам следует предъявить на границе – она колеблется от 20 до 50 евро в зависимости от страны.
Практически в каждом из выступлений на тему безвиза (и не только порошенковских) говорится о «возращении домой». Остается только спросить, куда «возвращались» Тринидад и Тобаго, Никарагуа и Самоа, получившие безвизовый режим с ЕС раньше Украины? И что это за «дом», чтобы попасть в который нужно сразу предъявить обратный билет как подтверждение, что ты не собираешься в нем засиживаться? Считают ли тебя его подлинные хозяева собратом или «совладельцем», либо все-таки гостем, который может оказаться чересчур назойливым, — вопрос риторический.
В особом же «выигрыше» оказались те, кто по действовавшему ранее соглашению об упрощении визового режима мог претендовать на многократные визы сроком до пяти лет. Если раньше одного обращения в консульство хватало для дающей возможность действительно свободно пресекать границу ЕС мультивизы, то теперь при каждой поездке нужно готовить и брать с собой указанный выше пакет документов. А если действительно нужно срочно выехать (среди обладателей права на мультивизу – люди, имеющие близких родственников в странах ЕС и ведущие с ними – странами ЕС – бизнес)?
В общем, перефразируя известный советский анекдот «кто ездил, тот и ездит, а кто…», украинских туристов в Венской опере совершенно не прибавилось. Правда, статистика указывает на значительное увеличение количества украинцев, выезжающих в ЕС, но то, что это гастарбайтеры в Польше (т.е. люди, делающие то, что пользующимся безвизом категорически запрещено), настолько всем очевидно, что даже Порошенко об этой «перемоге» не упоминает.
Также понятна причина «либерализма» польских пограничников, частенько закрывающих глаза на отсутствие у въезжающих украинцев всех сопутствующих документов и особенно «финансового обеспечения поездки», как и на то, что реальная цель поездки категорически не соответствует заявленной и в целом принципам безвизового режима. Экономисты прямо говорят, что нынешний экономический подъем Польши обеспечен притоком дешевой и непритязательной рабсилы с Украины.
Тем не менее «обряды нужно соблюдать», да и гастарбайтеры-украинцы должны ощущать шаткость своего положения, поэтому отказы во въезде в Европу следуют своим чередом и их немногим меньше, чем отказов в предоставлении визы в прежние времена. Как сообщают СМИ, Украина уже второй год подряд (т. е. с момента обретения безвиза) занимает первое место по количеству отказов во въезде в страны ЕС и Шенгенской зоны. В 2018 году число подобных случаев возросло аж на 55%.
По данным Европейского агентства границ и береговой охраны (Frontex), в прошлом году число отказов в пересечении границы Евросоюза составило 57 593, что на 20 тысяч больше, чем в 2017 году. По данным Frontex, отказ во въезде получил примерно каждый из двух сотен человек (что составляет около 0,5%). Главные причины недопуска граждан Украины в ЕС ‒ отсутствие документов, подтверждающих цель визита и условия пребывания (22 700 отказов) и отсутствие достаточных средств к существованию (15 600 отказов).
Более того, регулярно возникают разговоры о лишении Украины безвизового режима. Причинами называют и проблемы, которые граждане незалежной создают в Европе (даже об украинской эпидемии кори вспомнили), а также невыполнение властями Украины условий предоставления безвиза, чаще всего относительно борьбы с коррупцией (какое это отношение имеет к проблемам, которые может создать европейским властям какой-нибудь искатель хорошей жизни из Бердичева?)
Но, думаю, это более средство давления на Киев, для которого отмена безвиза стала бы настоящим кошмаром, поскольку вокруг него построена едва ли не вся идеологическая конструкция не только нынешней власти, но и в целом постмайданного режима, какие бы персональные изменения в нем ни произошли. И именно поэтому, чтобы не допустить снижения «мотивации украинского народа» (см. выше), т.е. прозрения, власти ЕС на это никогда не пойдут.
Тем паче, что и нынешний безвизовый режим – не более чем «уходящая натура». Уже тогда, когда с такой помпой вводился безвиз для Украины (причем признавалось, что главное достоинство – не нужно платить 30 евро визового сбора), было известно, что европейские страны в минувшем году приняли решение о развертывании европейского аналога ESTA — американской электронной системы получения разрешения на въезд. ESTA предусматривает, что граждане стран, с которыми у США соглашение о безвизовом режиме, тем не менее должны через электронную систему уведомить американские власти о своей поездке и получить разрешение.
Сегодня уже известно, что европейская система будет называться ETIAS и начнет действовать с 2021 года. При заполнении анкеты в Интернете необходимо будет указать стандартные анкетные данные, включая образование, опыт работы, первую страну ЕС, которую вы намерены посетить, а также биографические сведения и отборочные вопросы, которые будут касаться вашего состояния здоровья; поездок в страны, где идет война, или в страны, из которых вы были депортированы; стран, отказавших вам во въезде, а также судимости.
Как сообщает официальный сайт ЕС schengenvisainfo.com, «если вы указали в форме заявления верные данные, соответствуете требованиям авторизации и не представляете риска для ETIAS, ваше заявление будет одобрено. Ожидается, что вся процедура будет занимать всего несколько минут. Однако, если ETIAS выдаст информацию, заявление будет обрабатываться вручную. Предполагается, что обработка заявок вручную будет занимать около 96 часов (4 дня) или не более 2 недель. Планируется, что стоимость ETIAS составит всего 7 евро за каждое заявление».
В общем, и бесплатность останется в прошлом, правда, утверждают, что 7 евро ЕС будет взимать не из меркантильных соображений, а чтобы при их оплате получить номера банковских карт заявителя, что даст о нём соответствующим службам дополнительный и значительный объем информации. И нужно понимать, что действующие требования относительно предъявления на границе обратного билета и средств для пребывания в ЕС никто отменять не собирается.
Так что, даруя безвиз Украине, руководство ЕС отлично понимало, что это создаст для них лишь «временные трудности», а далее все вернется на круги своя, точнее, позволит значительно усилить контроль за въезжающими украинцами. Ведь в стандартных анкетах, которые заполнялись украинскими гражданами до наступления «эры безвиза», ни одного из означенных выше пунктов не было, никто их не спрашивал о состоянии здоровья, судимостях и поездках в страны, где идет война (кстати, а относится ли к таковым сама Украина?). К этому можно добавить, что хотя обещают несколько минут рассмотрения в общем случае, но может быть и до двух недель (т.е. поездку нужно планировать заранее), тогда как в прежние времена срок рассмотрения в консульстве был неделя.
В общем, чем такой безвиз… И как не отметить, что лишенные безвизового счастья россияне (ох, сколько на сей счет было ерничества от украинских «патриотов»), как правило, в консульствах большинства европейских стран получают мультивизы на пять лет уже при обращении за визой для второй поездки в Европу, а в консульствах нескольких стран, в частности Италии, – даже при первом обращении.
И причина понятна – тем, кто едет с деньгами (тратить их), кто из достаточно благополучных стран, всегда рады, их не нужно «фильтровать». И такой подход не только у европейцев. Это видно на сайте Госдепартамента, разместившем информацию о частоте отказов в выдаче неиммиграционных виз типа B (путешествия с туристической или деловой целью) просителям из разных стран.
Отказ получили 40,83% украинских просителей, т. е. почти половина. Такое вот уважение и дружелюбие к «европейской нации» — на уровне Бенина (38,01%), двух республик Конго (45%), Палестинской автономии (40,64%) и всеми нами любимого Гондураса (42,76%). «Утешает» лишь то, что для главной «отличницы» либеральных реформ на постсоветском пространстве — Грузии (той самой, у которой «получилось») — число отказов еще выше и составляет 62,82%. И для сравнения: для граждан тоталитарных, находящихся под санкциями России и Белоруссии процент отказов составляет 9,29% и 14,87% соответственно.
Дмитрий Славский