Впервые в истории человечества случилось так, что в мире сейчас больше стариков, чем маленьких детей. По данным ООН, в конце 2018 года количество тех, кто преодолел возрастной рубеж в 65 лет, превзошло количество тех, кому менее 5 лет, передает Би-би-си.
На Земле сейчас живет около 705 млн людей, кому за 65. А тех, кто младше пяти, около 680 млн. Нынешние тенденции указывают на то, что к 2050 году эта разница станет еще значительнее — на каждого ребенка до пяти лет будет приходиться более чем два человека, которым за 65.
Этот тренд демографы обнаружили и отслеживают уже давно: в большинстве стран люди живут все дольше и имеют все меньше детей. Кристофер Маррей, директор Института оценки состояния здравоохранения при Вашингтонском университете, говорит: «Будет очень мало детей и очень много пожилых людей, которым за 65, что сделает очень трудным поддержание мирового сообщества в нормальном состоянии».
Доля тех, кому более 65 лет, в некоторых странах и регионах по данным ООН/Всемирного банка:
Маррей — автор доклада 2018 года, в котором он полагает, что почти половине всех стран мира угрожает «банкротство рождаемости» — детей рождается недостаточно для того, чтобы поддерживать количество населения того или иного государства.
«Подумайте только о всех глубоких социальных и экономических последствиях, грозящих обществу, в котором дедушек и бабушек больше, чем внуков и внучек», — добавляет он.
Согласно данным Всемирного банка, в 1960 году коэффициент рождаемости в мире составлял около пяти детей на каждую женщину. Спустя почти 60 лет он сократился вдвое — до 2,4. В то же время общественно-экономическое развитие пошло на пользу тем, кто родился в наше время. В 1960 году люди в среднем жили чуть дольше 52 лет.
Нынешняя же ожидаемая продолжительность жизни достигла 72 лет. Это означает, что нам нужно все больше и больше ресурсов по мере того, как мы стареем. Давление на пенсионную систему и систему здравоохранения растет.
Проблема старения населения острее в развитых странах. Там, как правило, ниже рождаемость, и причина этого, в основном, — экономика: уровень детской смертности ниже, средства контроля над рождаемостью общедоступны, а растить и воспитывать детей — довольно дорого. В таких странах женщины часто рожают позже и поэтому имеют меньше детей. Более высокие стандарты жизни означают, что люди живут дольше.
Лучший пример — Япония, где ожидаемая продолжительность жизни — около 84 лет (самая высокая в мире) и где 27% населения старше 65 (тоже самый высокий показатель в мире). А какова в Японии доля тех, кому еще не исполнилось пяти лет? По данным ООН, около 3,85%. И та, и другая цифры уже давно беспокоят японские власти, и в прошлом году правительство страны объявило о намерении изменить обязательный возраст выхода на пенсию — с 65 до 70 лет. Если (и когда) это будет воплощено в жизнь, работники в Японии будут выходить на пенсию в более старшем возрасте, чем где-либо в мире. Но дисбаланс, о котором мы говорим, угрожает и развивающимся странам.
В Китае доля пожилых людей меньше, чем в Японии (10,6% от всего населения), но из-за строгих мер по ограничению рождаемости, введенных в 1970-е, во второй по величине экономике мира относительно низкий коэффициент рождаемости — в среднем 1,6 ребенка на женщину. И тех, кому еще не исполнилось пяти лет, на материковом Китае сейчас менее 6% от всего населения.
Среди государств, где высока рождаемость, доминируют страны Африки. Например, Нигер — «самая фертильная страна в мире»: там в 2017 году в среднем на женщину приходилось 7,2 рождения ребенка. Однако у тех же самых стран — высокий уровень детской смертности. В Нигере — 85 детей на каждую тысячу, один из самых высоких в мире.
Для демографов цифра 2,1 — магическая. Считается, что такого коэффициента рождаемости достаточно для того, чтобы население себя воспроизводило. Наиболее свежие данные ООН показывают: только чуть более половины стран мира (113) отвечают этому требованию. Исследователи указывают также, что странам с более высокой детской смертностью и более низкой ожидаемой продолжительностью жизни необходим коэффициент 2,3, а этот порог достигнут только 99 государствами.
Из-за сокращения рождаемости во многих странах население, скорее всего, довольно сильно уменьшится — несмотря на то, что общее население планеты растет (ожидается, что к 2024 году оно достигнет 8 млрд). Уменьшающееся и стареющее население… Это прежде всего означает снижение числа работников, что ведет к снижению продуктивности, ведущей в свою очередь к замедлению экономического роста. В ноябре прошлого года МВФ предупредил, что из-за стареющего населения экономика Японии в течение следующих 40 лет может сократиться более чем на 25%. «Демографическая ситуация влияет на все аспекты нашей жизни», — подчеркивает Джордж Лисон, директор Оксфордского института старения населения.
Между тем, среди специалистов достигнут консенсус: правительства должны действовать, чтобы обезвредить «бомбу старения», которая уже тикает. Китай в 2015 году пересмотрел свою «политику одного ребенка» и в 2018-м дал понять, что через год все ограничения будут сняты. Согласно редакционной статье в газете «Жэньминь жибао», официальном издании ЦК Компартии Китая, рождение детей — это «дело семейное и государственное».
Впрочем, отмена ограничений вряд ли станет панацеей. В 2018 году в Китае родилось 15,2 млн детей — самое низкое количество за более чем 60 последних лет. Китайские ученые считают причиной такого снижения рождаемости уменьшение числа женщин репродуктивного возраста, а также то, что молодые семьи склонны откладывать рождение детей по финансовым соображениям — особенно те семьи, в которых получившие образование женщины не хотят играть роль, традиционно отведенную им в обществе. Эксперты в области народонаселения предупреждают: для смягчения эффекта стареющего населения государству нужно заботиться о здоровье пожилых людей. Здоровые люди способны дольше оставаться трудоспособными, к тому же это снижает расходы на медицинское обслуживание. Кроме того, как подчеркивают специалисты Международной организации труда, в экономике тех стран, где женщины трудятся наравне с мужчинами, реже бывают спады. Чем больше в рабочей силе доля женщин, тем более устойчива экономика.