Вот вам задачка дня:
Две страны втянуты в жестокое соперничество. Стремительный рост одной страны позволил ей стать крупнейшей экономической сверхдержавой мира, в то время как другая страна, похоже, скатывается в необратимый упадок. Какая страна будет лидером будущего мира?
Страна А строит заводы и фабрики, в ней работают миллионы людей, которые производят вещи, она запускает масштабные инфраструктурные программы, прокладывает миллионы километров шоссе и дорог, открывает новые морские пути, значительно расширяет свою высокоскоростную железнодорожную сеть и вкладывает прибыль обратно в производительные операции, подпитывая ее экономику и укрепляя мировой статус.
Страна B обладает лучшей армией в мире, имеет более 800 разбросанных по всей планете военных баз, и тратит на вооружения и войны больше, чем все остальные страны вместе взятые. Страна B разрушила свое промышленное ядро, опустошила производственную базу, довела до разрухи жизненно важную инфраструктуру, отдала миллионы рабочих мест на аутсорсинг, вывела за пределы страны тысячи предприятий, ввергла центр страны в непрекращающуюся рецессию, отдала контроль над своей экономикой Центральному банку.
Какая из этих двух стран будет лидировать в будущем?
Более 5000 делегатов со всего мира встретились в Пекине на Втором форуме международного сотрудничества «Один пояс и один путь» (ОПОП). Конференция предоставила возможность государственным и частным инвесторам узнать больше об инфраструктурном проекте Си Цзиньпина, цель которого — изменить торговые отношения в Европе, Азии, Латинской Америке и Африке. По словам журналиста Пепе Эскобара, инициатива пути в настоящее время поддерживается не менее чем 126 государствами и территориями, а также множеством международных организаций и будет включать шесть основных соединительных коридоров, охватывающих Евразию. Масштабный проект развития является «одним из крупнейших инфраструктурных и инвестиционных проектов в истории,… включит в себя 65% населения мира и 40% мирового валового внутреннего продукта по состоянию на 2017 год». (Википедия) Улучшение автомобильных, железнодорожных и морских маршрутов значительно увеличит транспортные возможности, снизит расходы, повысит производительность и позволит больше зарабатывать. ОПОП — это попытка Китая заменить рушащийся либеральный порядок, установившийся после Второй мировой войны системой, которая уважает права суверенных стран, отвергает однополярность и опирается на рыночные принципы для обеспечения более справедливого распределения благ. Инициатива «Один пояс и один путь» — это проект Китая по новому мировому порядку. Это лицо капитализма 21-го века.
Это престижное пекинское событие едва освещалось западными СМИ, которые рассматривают этот проект как надвигающуюся угрозу планам США по развороту к Азии и намерениям стать доминирующим игроком в самом процветающем и густонаселенном регионе мира. Растущая международная поддержка китайской «дорожной карты» предполагает, что гегемонистские амбиции Вашингтона, вероятно, будут сорваны планами энергичного развития, которые затмят все, что США в настоящее время делают или планируют делать в обозримом будущем.
Китайский план дороги направит триллионы долларов в самые современные транспортные проекты, которые сделают континенты ближе через паутину высокоскоростных железнодорожных и энергетических трубопроводов (Россия). Обширные районы Центральной Азии будут модернизированы, а уровень жизни будет постоянно расти. Создав интегрированное экономическое пространство, в котором низкие тарифы и свободный поток капитала способствуют привлечению инвестиций, инициатива ОПОП приведет к созданию крупнейшей в мире зоны свободной торговли — общий рынок, на котором ведутся операции в валюте Китая или ЕС. Сдвиг в валюте неизбежно ускорит поток долларов обратно в Соединенные Штаты, увеличивая и без того огромный государственный долг в 22 триллиона долларов.
Лидеры Китая и России предпринимают шаги для согласования двух своих экономических инициатив — «Пути» и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это будет сложной задачей, поскольку расширение инфраструктуры предполагает взаимопонимание между лидерами, взаимные гарантии безопасности, новые правила и нормы для общего экономического пространства и наднациональные политические структуры для контроля за торговлей, тарифами, иностранными инвестициями и иммиграцией. Несмотря на трудности, и Путин, и Си, похоже, полностью привержены своему видению экономической интеграции, которое, как они считают, основаны на «безоговорочной приверженности главенству национального суверенитета и центральной роли Организации Объединенных Наций».
Неудивительно, что американские властные игроки рассматривают план Путина как серьезную угрозу их региональным амбициям. На самом деле, бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон признала это в 2012 году, сказав: «Это будет таможенным союзом, название у него будет Евразийский союз, но не будем обманываться. Мы знаем, какова его цель, и пытаемся найти эффективные способы замедлить или остановить его». Вашингтон выступает против любого проекта свободной торговли, из которого он исключен или не может контролировать. И ЕАЭС, и ОПОП попадают в эту категорию.
Соединенные Штаты продолжают демонизировать страны, которые просто хотят использовать рынок для улучшения жизни своего народа и увеличения своих перспектив процветания. Враждебный подход Вашингтона является ошибочным и контрпродуктивным. Конкуренция должна рассматриваться как способ повышения производительности и снижения затрат, а не как угроза чрезмерно раздутым, неэффективным отраслям, которые изжили себя. Вашингтон желает угрожать, запугивать, санкционировать и преследовать своих конкурентов, чтобы результаты можно было контролировать, а сливки мировых богатств могли бы снять неконкурентоспособные монополистические мега-корпорации, которые диктуют внешнюю политику своим политическим подчиненным (в конгрессе и Белом доме) и которые видят в соперниках заклятых врагов, кои должны быть стерты в пыль.
Стоит ли удивляться, почему Россия и Китай стали главными врагами Вашингтона? Это не имеет ничего общего с вымышленными заявлениями о вмешательстве в выборы или так называемом враждебном поведении в Южно-Китайском море. Это чепуха. Вашингтон в ужасе от того, что российско-китайский план экономической интеграции заменит либеральный мировой порядок, в котором доминируют США, что создание передовой инфраструктуры приведет к появлению суперконтинента Азия-Европа, который более не будет торговать в долларах или вкладывать прибыль в долговые обязательства США. Они опасаются, что обширная зона свободной торговли, которая простирается от Лиссабона до Владивостока, неизбежно приведет к созданию новых институтов кредитования, надзора и управления. Они боятся, что обновленный капитализм 21-го века приведет к более жесткой конкуренции для их корпораций, сокращению возможностей однополярного подхода и вмешательства, и к созданию основанной на праве системе. Вот что пугает Вашингтон.
Инициатива Один пояс и один путь и Евразийский экономический союз представляют смену караула. Поддерживаемая США неолиберальная модель глобализации повсеместно отвергается, от желтых жилетов на улицах Парижа или Брексита, до роста правых группировок по всей Европе или неожиданных выборов Дональда Трампа президентом. Русско-китайская модель построена на более прочной и менее осушающей ресурсы основе. Это новое видение предвосхищает связанный на многих уровнях многополярный мир, в котором участники устанавливают правила торговли, где права каждого государства уважаются в равной степени и где новые гаранты региональной безопасности бережно поддерживают мир. Именно это видение оживленного капитализма и видит Вашингтон своим смертельным врагом.